28

декабря

10 альбомов, которые чаще всего звучали в кассетнике нашей редакции

Guru Guru – Rotate!

В этом году культовым пионерам краутрока Guru Guru исполняется 50 лет. Их альбом Rotate! – это такое празднование 50-летия деятельности. Нельзя сказать, что это какой-то неожиданный камбэк. Напротив, Гуру Гуру в принципе в течение всех этих 50 лет не прекращали записывать альбомы в студии и выступать живьем. В последнее время у них вообще пластинки выходят с периодичностью один альбом в два года. Так что все норм – группа на мази, звучат как всегда отлично и музицирование, опять же как всегда, на высочайшем уровне. В общем-то Гуру Гуру умудрились в 2018 году записать значительно более краутовый альбом, чем их же релизы середины 70-х например. Определенно, это великолепный релиз одного из лучших представителей жанра: барабаны руководителя группы Мани Ноймайера выдают не столько моторик-бит, сколько приджазованную легкость, некоторая расхлябанность общего звучания, продакшн весьма близок к тем же 70-м, гитары грязны, психоделичны и все так же вынимают мозг, как и на ранних классических альбомах группы, ритм-секция раскачивает грувчик максимально. В общем – красота, да и только! Все, что вы хотели услышать от Гуру Гуру современного образца – вы здесь услышите. И результат вас не разочарует.

 

Psychic TV – Live in Kyiv

Концерт двухлетней давности, который вышел только сейчас и сразу на виниловом носителе (нижайшая благодарочка киевскому лейблу Aby Sho Music). На этом релизе прекрасно слышно, насколько Psychic TV все же концертная группа (при всем уважении к их отличным студийным работам, особенно последних времен). Все здесь на месте – и концертный раздрайв, и рокенролльный грув (что странно для такой формации, как Psychic TV, но факт остается фактом – живьем они звучат максимально рокенролльно!), и великолепная гитарная работа, и отличный, раскочегаривающий драйв, и перепевки классики Гарри Нилcсена, и раскачка песен на 15 минут, и старые бомбы, и новый материал. Идеальный рок-релиз с минимумом отмороза и максимумом рок-грува.

 

Kurt Vile – Bottle It In

Курт Вайл, наверное, ближайший претендент на освободившееся место Лу Рида. Его альбомы становятся все более выразительными и проникновенными, а фирменная меланхолия начинает окрашиваться в какие-то хоть и лениво-утренние, но светлые тона. На этой пластинке Вайл отвязывается вовсю – здесь 3 трека продолжительностью по 10 минут, а время длительности пластинки превышает 78 минут. Что же там происходит все это время? Вот именно, что особо ничего. Вайл просто поет свои песни. И все. Инструментарий и аранжировки сведены к минимуму, сыграно все тоже минимальными средствами. Записывалась пластинка по разным студиям в разных городах, где придется, в перерывах между концертами. Но все это звучит чертовски привлекательно и где-то даже магнетично. Один из самых красивых релизов года.

 

Paul McCartney – Egypt Station

Штош… Маккартни выпустил один из самых спорных и обсуждаемых релизов за последние 2 десятилетия. Мнения разделились, причем чуть ли не поровну: одни считают эту пластинку неудачной (худший альбом 00-10-х гг, тяжеловесная и амбициозная запись, отсутствие былой легкости мелодии, старческий голос сэра Пола), другие же считают этот альбом чуть ли не лучшим, что сделал Маккартни за последние 15 лет, сравнивая пластинку с культовыми записями Макки 70-х. На самом деле Egypt Station – это такой гиперМаккартни, Макка в степени Макка. Высшая степень профессионализма во всем – и в звуке, и в исполнении, и конечно же в качестве материала. Здесь есть немного концепции, немного эпичности, немного политики, немного социалочки, немного спасения Земли, немного добрых хитяр, немного рок-боевиков, немного битловской психоделии, немного фирменной маккартниевской красоты. Точнее, нет. Тут как раз все в порядке – фирменной маккартниевской красоты здесь не просто много, а очень много. Отличный альбом великолепного сэра Пола с материалом высшей пробы.

 

Underworld & Iggy Pop – Teatime Dub Encounters

Тоже весьма неоднозначный релиз, о котором как правило говорят, что это отличный Игги Поп, но ужасный Underworld. На самом деле очень жаль, что это всего лишь EP (пусть даже и почти на полчаса звучания) – хотелось бы полноценного альбома, настолько прекрасно Игги вписался в технотранс Underworld’а. Конечно же все давнім давно выучили наизусть хрестоматийный спич Игги I Hate Techno, который он выдал на гора ровно 10 лет назад, в 2007-м, во время реюниона Студжиз. Кстати, за 30 лет до этого, в 1977, Игги в какой-то программе заявил, что он hate punk rock. В общем-то Игги был и остается идеальным хейтером. Что, разумеется, не мешает ему быть одним из лучших и харизматичных музыкантов современности. И вот как музыканту, полагаю, Игги было очень интересно поработать не в своем жанре. Что, собственно, легко подтверждается его дискографией, где волновые альбомы соседствуют с хэви-металическими, а французский шансон с техно-экзерсизами. Ну а Teatime Dub Encounters получилась очень бодрой, сильной и заводной записью, где 2 из 4 треков точно являются железобетонными хитярами. В общем, это, если угодно, техно с человеческим лицом. А если учесть, что «человеческое лицо» - это лицо Игги Попа, цены этому техно не будет!

 

Post Animal – When I Think of You in a Castle

Это студийный дебют чикагской группы, образованной еще в 2014 и известной тем, что в состав входит Джо Кири, звезда сериала «Странные вещи». Группу причисляют к современной психоделик-стоунер сцене и в рецензиях их музыку описывают, как «если бы Tame Impala встретились с BlackSabbath». Это не совсем верно. Точнее, это в корне неверно. Тут дело такое – Post Animal вряд ли можно вписать в какие-то жанровые рамки, хотя, определенно, все что они делают – это такой отличный жирный рокешник с яйцами. Но уж там-то они расходятся во всем доступном стилистическом разнообразии от эпичных рок-конструкций с нестандартными прог-штуками со всеми вытекающими прыжками по размерам до каких-то совсем уж радиоформатных хитов с цепкой мелодикой. Ну и Tame Impala с жесткими риффами а-ля Блэк Саббат и почти квиновским пафосом и распевками тоже имеют место быть. Одна из самых крепких и интересных рок-записей года. Ну и уж точно они являются авторами лучшего музыкального видео года по версии takoy.com.ua !

 

Jonathan Wilson – Rare Birds

Джонатан Уилсон принадлежит к так называемым «новым хиппи». Но пусть вас это не пугает: Джонатан Уилсон – хиппи из доброй параллельной вселенной, без хиппанства вот этого всего. Уровень его как музыканта можно понять, просто почитав, с кем он уже успел переиграть в 10-х гг: Эрика Баду, Барри Голдберг, Крис Робинсон, Роджер Уотерс, Рой Харпер, Элвис Костелло и прочие Джексон Брауны да Дэвиды Кросби с Грэмом Нэшем. Список впечатляет. Впрочем, не менее впечатляют его студийные работы. На своем последнем альбоме Rare Birds Уилсон обновил состав и саунд. Стало меньше хиппанства и больше электроники. Порой в привычную уилсоновскую текстуру а-ля Пинкфлойд-н-Бобдилан вплетается что-то неуловимо питергабриэлевское. Музыкально – это такой идеальный и высококачественный поп рок-формата с изысканным психоделическим флером. Все здесь продумано до мелочей и исполнено с отличным чувством вкуса и стиля. И, что важно для сонграйтера, здесь целая куча хитов и отличных мелодических хуков.

 

Garcia Peoples – Cosmic Cash

Garcia Peoples – еще один дебют молодой группы, на этот раз из Нью-Джерси, и они делают идеальную стилизацию под 70-е. Настолько идеальную, что звучат лучше и аутентичнее многих групп из 70-х. Исходя из названия, сразу становится ясно, кто у ребят герой номер 1. Да, Джерри Гарсией здесь действительно пропахло чуть больше, чем все, но это какой-то идеальный Grateful Dead, снова из доброй параллельной вселенной. Cosmic Cash – очень крепкая, цельная и интересная работа с отличным материалом высокого уровня. И даже монументальная сюита в середине альбома на 14 минут слушается на одном дыхании. Впрочем, как и весь альбом. Группа исключительно гитарная, никаких богомерзких клавишных, только тру-рокешник. Make 70s great again, не иначе. И знаете, что? Все у них получилось. Великолепная пластинка специально для тех, кто вырос на музыке сороколетней давности. Вот как музыканты Garcia Peoples например.

 

Brian Campeau – Old Dog, New Tricks

Брайан Кампо – австралийский гений тоски и уныния, который любит заворачивать свое мироощущение в весьма нестандартные музыкальные эксперименты. Он давно уже оборудовал себе студию на дому, и в принципе музыкальный продукт генерирует в одиночку. И вот от него наконец-то после 5-летнего романа ушла его девушка, и Кампо, вместо очередной депрессии, решил, что настало время солнечных историй и неугасающего позитива. Забегая вперед, заметим, что задачу свою он с треском провалил. То есть на этом альбоме хватает действительно каких-то весьма светлых песен, но все равно общее настроение пластинки назвать радостным как-то язык не поворачивается. Впрочем, этого и не надо на самом деле. И здесь вообще не идет речь о настроении. Здесь идет речь о музыке. Old Dog, New Tricks – это великая запись гениального музыканта и определенно один из самых интересных релизов уходящего года. Уровень материала, подачи, аранжировки и просто какого-то даже музыкального креатива настолько высок, что как-то и сравнить даже не с кем. Наверное, если бы Маккартни депрессивным юнцом вырос на музыке Радиохэд, он делал бы примерно такую музыку. Блестящая, тонкая, изысканная запись, идеальный барокко-поп 21 века с внедрением нетривиального, авангардного мышления.

 

Kikagaku Moyo – Masana Temples

Kikagaku Moyo – это японцы, которые играют немецкий краут-рок с некоторым налетом афробита (и не без помощи индийского инструментария при этом) и записывают свои альбомы где-то в Португалии. Такой вот настоящий продукт современной глобализации. Вообще-то считается, что они делают некий психоделик-стоунер-продукт, во всяком случае они регулярно выступают на фестивалях подобной направленности. И все же сами музыканты описывают себя, как «японский краут». Впрочем, без толковой и весьма качественной гитарной психоделии здесь, разумеется, тоже не обошлось. Вообще они сейчас являются довольно модным и где-то даже известным в своих (весьма узких, надо заметить) кругах коллективом. Masana Temples уже четвертый их альбом, который мало чем отличается от остальных их релизов. Там все довольно предсказуемо, музыка как правило раскачивает в пределах преимущественно двухаккордных прогрессий и в большей степени атмосферна и текстурна, нежели выстроена на тончаках и нюансировке. Что, разумеется, вовсе не мешает им быть весьма самобытным и интересным бэндом со своим тихим, потаенным, прямым грувом.

 

Александр Топилов

Писатель, блогер, музыкальный критик

напишикомментарий