20

июля

Богемская пародия

 

В ноябре этого года в мировой прокат выходит один из самых ожидаемых фильмов-”долгостроев” последних лет под названием “Bohemian Rhapsody”. Англо-американский проект, заявленный как биографический фильм о Фредди Меркьюри и группе QUEEN, стартовал в 2010 году под руководством продюсера Грэма Кинга. Место в режиссёрском кресле занял Брайан Зингер, Саша Барон Коэн был утверждён на роль Фредди Меркьюри, а музыканты QUEEN Брайан Мэй и Роджер Тейлор приняли участие в проекте в статусе отцов-вдохновителей будущего фильма, информация о начале работы над которым вызвала большой интерес у синефилов и меломанов всего мира.

 

 

 

Однако уже на стадии разработки сценария между Коэном и музыкантами QUEEN возникли принципиальные разногласия относительно творческой концепции и жанровой принадлежности будущего фильма с рабочим названием “Фредди Меркьюри”.

Саша Барон Коэн, известный комедийный актёр, а также продюсер и сценарист фильмов со своим участием, предлагал сделать проект “Фредди Меркьюри” ориентированным на взрослую аудиторию, сделав основной упор на сценическую экстравагантность и полную пороков закулисную жизнь богемного артиста, приведших в итоге музыканта к трагическому концу. Мэй и Тейлор в свою очередь настаивали на съёмках фильма для семейного просмотра, фокусирующего внимание зрителей на творческой составляющей канонической биографии Фредди Меркьюри и группы QUEEN.

 

 

 

В итоге, после двух с лишним лет бесплодных переговоров, Коэн покинул проект в 2013 году, так и не приступив к съёмкам, а вместе с уходом исполнителя главной роли приостановился и весь процесс работы над фильмом. Продюсерам пришлось пойти на изменения в составе съёмочной группы проекта - на роль Фредди Меркьюри был приглашён английский актёр-гомосексуал Бен Уишоу, а Брайана Зингера, горячо поддерживавшего кандидатуру и творческие идеи Саши Барона Коэна, было решено заменить на Декстера Флетчера.

Однако дата начала съёмок фильма несколько раз переносилась из-за непрекращающихся доработок сценария, и сначала Декстер, а потом и Уишоу один за другим покинули проект “Фредди Меркьюри” в течение 2014 года, сочтя его бесперспективным.

 

 

 

Больше года проект находился в “коматозном состоянии” и на протяжении 2015 года в прессе неоднократно циркулировали слухи о возвращении Саши Барона Коэна, но на этот раз уже не только как актёра-исполнителя главной роли, но также и как сценариста и режиссёра фильма. Однако этой идее, активно лоббировавшейся бывшим продюсером QUEEN Джоном Ридом, не суждено было претвориться в жизнь - за дело взялись “американские партнёры” английского продюсера Грэма Кинга, умудрившегося за пять лет, прошедших с момента начала работы над проектом, не снять ни одного кадра и даже не получить на руки готовый сценарий будущего фильма.

Представители кинокомпаний 20 Century Fox и New Regency взялись за дело с чисто американскими решительностью и хваткой - слоганом деятельности продюсерской группы можно считать фразу из песни QUEEN “If you can’t beat them, join them!” - “Если не можешь победить их - возглавь их!”, или даже проще, без всяких цитатных заморочек: “Давайте уже сделаем этот грёбаный фильм!”

В ноябре 2015 года решением “голливудских мафиози”, одним из которых был никто иной как сам Роберт Де Ниро, собственной персоной принимавший самое непосредственное участие в продюсировании картины, в проект был введён сценарист Энтони Маккартен, который в течение года перерабатывал оригинальную историю Питера Моргана, так и не ставшую фильмом “Фредди Меркьюри”. Сценарий Маккартена, а вместе с ним и весь проект, получил название “Bohemian Rhapsody”, и закипела работа по подбору актёров и членов съёмочной группы. В режиссёрское кресло вернули Брайана Зингера, а исполнителем главной роли стал американский актёр Рами Малек, чья кандидатура является самой спорной среди всех заявленных и потенциально возможных претендентов на создание образа Фредди Меркьюри, и ещё до выхода фильма на киноэкраны мира стала объектом главных нареканий в адрес создателей “Богемной рапсодии”.

 

 

 

Бросающаяся в глаза внешняя непохожесть американского актёра египетского происхождения Рами Малека, больше похожего на героиню сериала “Не родись красивой” Катю Пушкарёву с приклеенными усами, чем на легендарного музыканта, существенно влияет на восприятие фильма в целом - намного больше, нежели амплуа комика - Саше Барону Коэну, актёрский талант  и способности к перевоплощениям которого не подвергает сомнению никто, кроме музыкантов QUEEN и одних из многих продюсеров “Богемной рапсодии” Брайана Мэя и Роджера Тэйлора. Пучеглазый Малек, над гримом которого явно переусердствовали гримёры фильма, пытавшиеся придать лицу актёра хоть какое-то внешнее сходство с лицом Фредди Меркьюри, в итоге стал похож на человека в противогазе, особенно в моментах, когда его показывают в профиль, и это очень заметно даже в трейлере “Bohemian Rhapsody”.

Дальше было ещё хуже: оказывается, параллельно процессу съёмок фильма в лондонской студии Abbey Road были записаны вокальные потуги Рами Малека, исполнившего песни QUEEN и его голос будет наложен на партии Фредди Меркьюри. Этот ход создателей фильма не поддаётся никакому логическому осмыслению и вызывает только одну-единственную реакцию - вопрос: “Зачем?” Далеко не каждый профессиональный певец возьмётся за исполнение песен QUEEN из-за сложности исполнения вокальных партий Фредди Меркьюри, обладавшего, на минуточку, голосом с певческим диапазоном в четыре октавы. 

Остальные киноляпы, фактические несоответствия и прочие несуразицы фильма, попавшие даже в трёхминутный трейлер “Богемной рапсодии”, тем не менее, не кажутся мелкими и недостойными упоминания даже в сравнении с форменным надругательством над образом Фредди Меркьюри, учинённым создателями этого псевдобиографической кинопародии.

 

 

 

Итак, сначала ненадолго вернёмся к кинообразу Фредди Меркьюри, воплощённого в фильме стараниями Рами Малека и других реально существовавших (а некоторых и поныне существующих) персонажей этой истории. Выбор миловидной актрисы Люси Бойнтон на роль Мэри Остин, многолетней подруги и, пожалуй, самого близкого человека в жизни Фредди Меркьюри - ещё одна фатальная ошибка создателей фильма. Реальную Мэри даже в молодости нельзя было назвать красавицей и импозантный Фредди всегда был более ярким и заметным в их паре. В фильме же - наоборот, некрасивый губошлёп с жабьими глазами Малек, напоминающий, в начале фильма, злую карикатуру на Мика Джаггера, выглядит особенно жалко и убого на фоне молодой и симпатичной Бойнтон и поэтому любовная линия героев смотрится абсолютно неправдоподобно. Возможно, замысел создателей “Bohemian Rhapsody” состоял в том, чтобы, по ходу дела, донести до самых юных зрителей фильма мысль о том, что девочки должны любить мальчиков не за красивые личики, а за доброту и размер … хм ... таланта, наверное... Такая себе интерпретация сказки “Красавица и чудовище” на рок-н-ролльный лад. Вполне возможно, чем Мэй не шутит!

Кстати, сюжетная линия фильма и диалоги героев - шаблонные до предела, а шутки-прибаутки, вместе с реквизитом, как будто достались создателям фильма в наследство от съёмочной группы сериала “Винил”. Костюмы, причёски и прочий антураж совершенно разных по стилю эпох 70-х и 80-х годов прошлого века в “Богемной рапсодии” выполнены со скрупулёзностью и тщательностью достойной похвалы и это одно из немногочисленных очевидных достоинств фильма.

 

 

 

Очевидное, по всей видимости даже для создателей фильма, внешнее несоответствие Рами Малека исполняемой им роли заставило (или позволило) обойтись необходимым минимумом крупных планов актёра - его чаще показывают со спины (даже на официальном постере фильма!) или сбоку, или в общей группе других актёров, более-менее похожих на своих реальных прототипов. Действие фильма происходит в период между 1970 и 1985 годами - временем от возникновения QUEEN до триумфального выступления группы на фестивале LIVE AID. Схематичность сюжета, развивающегося по стандартной для биографических лент на музыкальную тематику оси “образование группы - первый успех - пик популярности - кризис в отношениях и творческий спад - возвращение на музыкальный Олимп”, упрощает до предела историю QUEEN и практически полностью оскопляет личность Меркьюри, лишая его персонаж харизмы и сложности характера, исходящих из осознания музыкантом противоречия своего сценического и публичного имиджа с собственной душевной ранимостью.

Намеренный отказ сценаристов фильма от освещения событий, последовавших за триумфальным выступлением QUEEN на LIVE AID, через после которого у Меркьюри был диагностирован СПИД, лишил “Богемную рапсодию” возможности показать пожалуй наиболее драматическую часть истории жизни музыканта и деятельности группы - период между 1986 и 1991 годами, когда коллектив был вынужден полностью отказаться от концертной деятельности, сосредоточившись исключительно на студийной работе, а сам Фредди, ведший до этого показательно разгульный образ жизни, стал фактически затворником, потратив остаток жизненных сил исключительно на сочинение и запись новых песен. 

   

 

 

Мощная драматическая линия, будь она отображена в “Bohemian Rhapsody , могла вывести фильм на качественно другой уровень, сделав его настоящим произведением киноискусства достойным памяти великого артиста, однако воплощение подобного замысла требует исполнения главной роли актёром крупного калибра, под стать масштабу личности Фредди Меркьюри и здесь уже нельзя было бы обойтись, как минимум, без Саши Барона Коэна, а в идеале образ лидера QUEEN с блеском мог бы воплотить Джонни Депп, кандидатура которого рассматривалась продюсерами ещё в самом начале работы над проектом, но, к сожалению, дальше слухов в СМИ дело не пошло…

А решено было не заморачиваться драматическими коллизиями жизни великого музыканта, а сфокусироваться на визуальной богатой, концертной стороне деятельности группы QUEEN и её лидера. Эпизоды концертных выступлений, которым в фильме уделяется наибольшее внимание, сняты с особой тщательностью и предельной выверенностью мельчайших сценических деталей и оттого “Bohemian Rhapsody” больше напоминает добротную инсценировку или реконструкцию реальных событий, чем художественный фильм.

 

 

 

Получившаяся в итоге кинолента является такой себе экранизацией комикса с музыкантами QUEEN вместо супергероев студии Marvel, а не байопиком о жизни Фредди Меркьюри и его группы, каковым фильм задумывался изначально - ни Фредди свечка, ни Мэю кочерга. Более подходящим названием  этого фильма мог бы стать любой другой хит QUEEN - от, например, “We Will Rock You” и “We Are The Champions” до “A Kind Of Magic” и “The Show Must Go On”. Вместо фильма о жизни великого музыканта и человека получилась полнометражная кинодемонстрация наспех слепленной восковой фигуры Фредди Меркьюри в исторически достоверном антураже.

Хотя, на мой взгляд, этому фильму подошло бы название “Богемная пародия”, в виду искажённости образа главного героя или “Никчемная рапсодия” - тоже вполне в тему, в виду того, “Bohemian Rhapsody” немногим менее, чем полностью состоящая из набора клише фильмов о рок-музыке последних двадцати лет, вызывает одну-единственную эмоцию давным-давно и по совсем другому поводу уже озвученную классиком - “я не знаю зачем и кому это нужно…”

 

 

 

Если вам это нужно - дождитесь мировой премьеры “Bohemian Rhapsody”, сходите в кинотеатр, посмотрите фильм и обязательно расскажите мне потом, как я был прав. А если вы в самом любите QUEEN: просто включите диск с любым альбомом или концертом группы и наслаждайтесь музыкой, настоящей, как сам Фредди Меркьюри и вечной, как память тех, кому он по-прежнему дорог и кеми любим...

 

 

 

 

Влад Довлатов

напишикомментарий