13

ноября

“Да, он по русскому чаю ударяет!”: история одесских гомосексуальных знакомств.

Долгие годы гомосексуалам в Одессе приходилось скрывать свою ориентацию. Это сильно осложняло знакомство с потенциальными партнерами — нельзя было просто подойти и познакомиться на улице или в баре. Приходилось искать специально отведенные для этого места. Исполнительный директор общественной организации “Гей-альянс Украина” Анна Леонова рассказала о том, где знакомились геи, начиная с самого основания Одессы.

Чкаловский санаторий

История гей-сообщества в Одессе связана с самым началом истории города. В Российской империи было всего несколько городов, более-менее лояльных к однополым отношениям. В дореволюционных мемуарах и дневниках Одесса упоминается, как место отдыха. Со всей империи сюда приезжали люди, чтобы хорошо провести время. Это был очень раскрепощенный город, город у моря, город сиесты, город праздника. Власти реагировали на гомосексуальные отношения спокойно, ведь все, что приносит деньги, — хорошо. Они не наказывались, но и не поощрялись — в светском обществе говорить о собственном гомосексуальном опыте было не принято. Считалось, что гомосексуальность понижает статус мужчины. Женщин эта история вообще не касалась. Их судьба была уже прописана — родиться, подрасти, родить. Поэтому говоря о том, где знакомились однополые пары в Одессе, мы говорим большей частью о мужчинах.

Самым известным местом знакомства геев стал санаторий Чкалова. До революции там также находились дачи. Многие владельцы этих дач были представителями гей-сообщества и с радостью приглашали друзей в гости. Здесь знакомились и на одну ночь, и на полжизни — в зависимости от того, как повезет. Постепенно два квартала вокруг санатория стали ассоциироваться с гей-культурой.

В советское время локация сохранила свою роль. В какой-то момент в санаторий оказалось сложным попасть из-за того, что требовалась путевка, поэтому встречи переместились к морю на Чкаловский пляж и парковую зону вокруг. В СССР гомосексуальность преследовалась по закону, так что геи в целях конспирации использовали жилетки. Они сигнализировали окружающим о том, что человек ищет партнера.

На сегодняшний момент пляж все еще используется для знакомств. Намного меньше, чем раньше, потому что многие представители стали использовать интернет. Но спрос по-прежнему есть, а предложение по-прежнему велико. Особенно, если предлагают секс без обязательств.


Русский чай  

Если в наши дни вы посетите ночной клуб “Палладиум” и пропустите пару стаканчиков чего–то крепкого, то наверняка получите чек с ничем не примечательным реквизитом ООО "Русский чай" — это все, что осталось от знаменитой чайной и сквера, стоявших здесь со времен Российской империи. Большинство посетителей были геями и приходили не только знакомиться, но и общаться в непринужденной обстановке. Чайная прочно закрепилась и в речи одесситов: "Что-то с парнем не то!" — "Да, он по русскому чаю ударяет". Забавно, но вместе с геями, “Русский чай” привлекал также любителей здорового образа жизни и представителей спортивных групп. Также рядом располагался доходный дом по адресу Итальянский бульвар, 11. Номера в нем сдавались почасово и посуточно, чем активно пользовались посетители чайной.

С “Русским чаем” активно боролись в советское время, но ирония в том, что тогда так и не смогли уничтожить его значение для однополых знакомств. Зато все решилось в 2000-х, когда территорию выкупили, сквер уничтожили и построили клуб.

 



Частные салуны

Театральную и артистическую богему часто определяют, как дружелюбную к ЛГБТ, и именно она собирала в советский период вокруг себя гомосексуалов. Часто люди, имеющие отношение к театральному миру (костюмеры, гримеры, декораторы), открывали салуны полу-частного характера. Для того, чтобы быть в них вхожими, участники платили вступительный взнос. Таким был клуб работников филармонии, оперного театра, театра кукол. Это не означает, что в стенах театров происходили оргии после закрытия занавеса. Просто люди, которые там работали, самоорганизовывались и устраивали себе досуг.

В 1985 году, к власти пришел Андропов с проектом по борьбе с тунеядством, фарцовщиками и спекулянтами. Под прицел попали и театральные костюмеры, которые нередко подрабатывали частным пошивом. Соответственно, следом за проверками театралов начали закрываться и театральные салуны. В середине 80-х большая их часть исчезает.

В перестроечный период по всей стране возникли первые видеосалоны и киноклубы. В некоторых показывали гей-кино. Это был хороший повод для знакомства — люди собирались, обсуждали кинематограф, делились впечатлениями после просмотра. Но уже к середине 90-х милиция принялась жестко прессовать подобные заведения. Если владелец видеосалона отказывался дать взятку, то на его заведение совершался милицейский набег, составлялся протокол о просмотре порнографиии, в том числе, несовершеннолетними.  

 


Антилопа Гну

На смену частным салунам в 80-х приходят клубы. Они не создавались специально для гей-комьюнити, но те заведения, в которых персонал приветствовал таких посетителей, быстро становились популярными среди гомосексуалов. Гетеросексуальные пары тоже были частыми посетителями — в этих заведениях не отдыхали бандитские группировки, поэтому они были более безопасными, чем остальные. Одним из таких клубов была “Антилопа Гну” на углу Преображенской и Успенской. К сожалению, тайна личной жизни в СССР была иллюзорна. В заведении стояла прослушка, благодаря которой, под угрозой арестов, КГБ вербовало геев для шпионажа за другими представителями сообщества.

Ряд молодых завербованных геев вынуждали поступать на романо-германский факультет ОГУ, для улучшения навыков коммуникации с иностранцами, что отразилось в бытовом фольклоре. Большую часть студентов факультета составляли девушки и если в группе появлялись парни, они немедленно становились объектами шуток об их половой ориентации.

Сейчас “Антилопа Гну” уже не ассоциируется с гей-культурой. Со временем произошел круговорот социальных групп. Каждое десятилетие заведение пользуется популярностью у новой субкультуры, даже если на контрасте это выглядит комично — на смену геям, например, пришли суровые панки.

 



Тема, Шеде, Домино

В 2000-х заведения для ЛГБТ в Одессе становятся крайне востребованными. Для сравнения: в первой половине нового тысячелетия было 3 гей-клуба, а сейчас официально работает только один, и тот позиционирует себя не как гей-клуб, а как гей-френдли. Наиболее популярным среди геев был бар “Черноморец” на углу Дерибасовской и Пушкинской. После его закрытия, нишу заняли два новых клуба “Тема” и “Шеде”. Третьим одесским заведением для геев был “Домино” на девятой станции Фонтана.

Люди, слышавшие об этих заведения, но не посещавшие их лично, делились слухами о посетителях в черном латексе и разврате прямо на танцполе под музыку из “Голубой устрицы”. На самом деле, это были обычные ночные клубы с обычными тусовщиками. Из плюсов — сравнительно дешевые цены и отсутствие агрессивной публики.

 

“Тема” и “Шеде” находились через дорогу друг от друга и делили одну аудиторию, часто идя на компромиссы. Например, вечеринки с травести-дивами старались организовывать так, чтобы они не проходили в двух заведениях одновременно. Иногда договориться по-хорошему не получалось и тогда  доходило до разборок в рукопашную.

Клубы просуществовали около 10 лет. “Домино” разорился. Владелец “Темы” уехал добровольцем в АТО и погиб. “Шеде” пришлось переехать на Ришельевскую/ Большую Арнаутскую из-за частых угроз и нападений, и смягчить свое позиционирование. Теперь это гей-френдли клуб “Либертин”.

 

ТЕМА. Источник фото



Парк Победы и “Гречка”

В начале статьи мы упомянули, что о гомосексуальных женщинах найти информацию намного труднее. В Российской империи сама идея о том, что женщина может существовать без мужа, всерьез не рассматривалась. В СССР пока мужчины-геи находились под угрозой тюрьмы, женщины могли оказаться на принудительном лечении в психиатрических клиниках. Поэтому лесбийское сообщество было намного более закрытым. Первые свидетельства о встречах лесбиянок появляются только в середине 80-х годов.


Знакомства проходили в парке Победы возле пруда, но из-за регулярных стычек местных жителей с представителями разных этнических групп, населявших окрестные дома и общежития, также избравших парк для своих “нужд”, встречи становились все более и более редкими.  

В середине 90-х женщины стали собираться на “Гречке” (Греческой площади). Сюда приходили познакомиться, обсудить насущные проблемы, узнать последние новости. Встречи, как правило, сопровождались употреблением алкоголя и сошли на нет после принятия закона о запрете распития спиртных напитков в общественных местах.

Некоторые девушки к этому времени работали официантками в многочисленных кафе вокруг Греческой площади и комьюнити плавно перебралось к ним. Часть заведений увидели для себя в этом пользу и пошли навстречу ЛГБТ. Так “Пан Бургер” и “Эллиникон” стали принимать у себя гостей нетрадиционной ориентации. Закончилось все тем, что сообщество распалось на маленькие компании, и у каждой было своё место встречи.

 



Сейчас уже редко кто из гей-сообщества знакомится в каких-то специальных местах. Большинство перешло в интернет. Сайты знакомств и мобильные приложения дают возможность в более безопасных условиях узнать друг друга. А продолжить знакомство можно уже где-угодно.

Анна Фарифонова

напишикомментарий