30

января

“Дарья Чечушкова” – как показатель состояния дел

Выставка с наименованием «Те, що ти малюєш, то –  страх i жах», сразу выводит на околоакадемические истории и Дарьина история из той же серии (неприглядной). И речь невольно пойдёт об АКАДЕМИЧЕСКОМ художественном образовании в столице, да во стольном граде во Киеве.

Дарья, закончившая нашу Грековку, где и постановки выполняла, и всякие другие нормативные задания. Так вот, поступила она в Академию, проучилась семестр и представила задание в виде повествования. Но изобразив НЕ в академической стилистике! А в «свободной».

ПОЗОР! Ужас и «страхiття»!!!

Achtung!!! События имеют место на фоне всё более разворачивающейся драмы «Спартак Хачанов», где некоторые с возмущением вопрошают: неужто он так к четвёртому курсу и не уразумел, ГДЕ он учится? Зачем, мол, было «лезть на рожон»? Дарья, в принципе, но в ослабленной форме повторила протест.

Повторю уже от себя: «Зачем?», «Что ты этим хотела сказать-высказать, да и стоило ли?». Следуя логике возмущающихся ни Спартаку, ни Дарье делать в Академии нечего. Понимаете: «Им там делать нечего!». Но тут, в независимом пространстве «Noch» выставка-проект очень даже неплохо прочитался, так сказать «лёг». Он сразу лёг и как характеристика состояния дел в академической среде и в целом художественных делах государства Украины, где учат замшелым и сугубо коммерческим видам искусства советского образца; когда вместо скульптуры учат делать памятники (надгробия), а живописи учат ещё «той», эксгумированной.

Проектом Чечушковой преподаватель был возмущён! Негодовал! Нет, разбивать-разрывать не стал, её шпалера (поясняю: длинный обойный лист, куда положено помещать изображения) исчезла. Попросту ИС-ЧЕЗ-ЛА.

Прошло уже некое время, но, похоже, боль и обида остались. Благо, в Одессе функционирует арт-спэйс “Noch”, где вот такие вот, «кострубатi» выставки ОЧЕНЬ даже уже прижились. Т.е. в Одессе имеется место для «непричёсанных», а подчас и диких выставок. Уррра! А то всё ушло в «галерейную деятельность», независимое искусство практически умерло.

Читатель, вы уже расчувствовались? Опечалились как я?!

Потому инициатива Саши Кадзевич не может не приветствоваться, её «Noch» как пространство «artist running space», возникшее после обучения в КАМА у Леси Хоменко на сегодня, пожалуй, единственное место, где можно показать «такое».

А «такое» – то, по словам Дарьи, «Фреска о фреске». Почему она так обозначила своё изображение, которое ДЕЙСТВИТЕЛЬНО имеет вид серии детских малюнков – неведомо. Но вопроса об уровне владения профессиональным, художественным мастерством художницы после знакомства с её блокнотами не должен был бы возникать. Возникает иной вопрос: «Так почему она удивлена?».

«Академия» нынешнего киевского образца суть то, что оно суть = замшелая, посткоммунистическая структура, в которой окопались пенсионеры!

Тэкс, преамбула что-то растянулась… Начнём знакомство с выставкой.

Действительно, на шпалерах по-детски изображены истории из жизни Дарьи Чечушковой, где тебе и солнышко, и чайки (они же фламинго и пеликаны (?!)); «бо тодi свiт був як казка»… Похоже, был представлен период времени ДО Академии. По-детски = неумело, наивно (практически как Шагал в своё время). Тотчас возникал вопрос: «Зачем»? Зачем «Академической» структуре являть свои «каляки-маляки»?

Чтоб эпатировать всех этих «дедов»? Это был вызов? Но ими он не мог быть прочтён/воспринят?! Понять суть изображённого мне отчасти помогали надписи, приписки. Я УВИДЕЛА историю, там ещё вьётся «паросток», соединяя разрозненные картинки. Вот он вьётся, вьётся, изгибаясь, и расцветает в финале розой (хотелось бы).

К тому же выставка многосоставная: в отдельной комнате на полу, – нужно присаживаться, наклоняться = совершать действо по приближению, чтоб прочесть высказывания преподавателей (хулительные), на табуретках зато лежали блокноты с сугубо академическими зарисовками…

Дарья рассказывает, что для неё «постановки» и «академический рисунок» – пройденный этап, что она предполагала пойти дальше в своих студиях. Потому и решилась на дитячий рисунок как…

А действительно, как «что»? Но в пространстве «Noch» воссозданные, восстановленные шпалеры дополнены были ещё коллажами, видео с подтанцовками. Автор поясняла, что таким образом она снимает напряжением, то вид её личной борьбы со стрессом.

Безусловно, любопытными были коллажи, уже сами по себе, вне задачи – мэссиджа выставки. Так в чём же был этот самый мэссидж? Неужто в попытке «поквитаться» за уничтоженные работы? В попытке их реконструкции? Для нас, здесь, в Одессе? Как предупреждение: не идите «Академию», там все и всё мертво?

«Умный человек» сразу бы ответил: надо было «заздалегiть» (загодя) собрать информацию, подумать… а так…

Однако, Одессе, я думаю, повезло увидеть любопытную мультимедийную выставку, да ещё и проект (- ибо несущую МЫСЛЬ, послание).

О, да, сама Дарья Чечушкова оказалась умной, мыслящей и ДАЖЕ обосновывающей свои идеи автором. Мы можем поздравить себя с открытием этого автора и ждать уже дальнейших (художественных) высказываний.

Кстати, хочу отметить отрадный факт нарастания количественно и качественно юных авторов, пока не лавина, но Дарья не одинока.

Ута Кильтер

напишикомментарий