12

марта

Элементарно, Адсон

«Такой» посмотрел пилот сериала «Имя розы»

Есть серьезная опасность впасть в соблазн примерить на себя шляпу Умберто Эко и на примере очередной экранизации «Имени розы» нарисовать смешную и жалкую картину деградации прекраснейшего и, как известно, важнейшего из искусств.

Как бы ни был прекрасен сам по себе актер Джон Туртурро (а он старательно избегает того, чтобы копировать Шона Коннори в роли брата Вильгельма из Баскервиля), в одиночку он вряд ли спасет этот гламурный сериал, который может понравиться разве что тем, кто не читал роман и не видел экранизацию 1986 года.

«Кто из них король? Ты его легко узнаешь: на нем меньше всего дерьма налипло». (с) Иногда мне казалось, что я смотрю не «Имя розы», а «Игру престолов». Что еще немного, и чисто вымытые монахи в кадре с бородами, остриженными триммером, на выметенных парковых дорожках монастыря вот-вот заговорят о футболе, Берлускони и протестах «желтых жилетов».

Лица у всех осмысленные и свежие, и на людей из другой эпохи более-менее похожи разве что сам Туртурро, Джеймс Космо в роли библиотекаря Хорхе (в самом деле перекочевавший из «Игры престолов», где он играл Джиора Мормонта), и Маурицио Ломбарди в роли Беренгара. (Ломбарди вы можете помнить по роли кардинала Ассанти в «Молодом папе».)

Вообще, применительно к этому сериалу вспоминается не Умберто Эко, от чьей прозы в сериале осталась только беззубо пережеванная детективная канва, а Владимир Набоков, который как-то описывал парадокс английского учебника литературы, из которого тщательно вымараны все эротические и чувственные фрагменты текстов, чтобы не преподавать юным ученикам закрытой школы ненужный урок, – а молодые ученики по ночам практикует однополый секс.

Вот так выглядит идеальная экранизация условной «культовой книги» для общества хипстеров. Но так ли велико значение самой книги сейчас, чтобы любознательный зритель благодаря сериалу прочитал роман? Боюсь, по сравнению с книжками того же Дэна Брауна «Имя розы» (текст, который, собственно, и выпустил на волю всех этих бестселлерных монстров), может теперь показаться темным средневековым трактатом.

После пилотной серии, домученной исключительно за компанию, захотелось пересмотреть классическую организацию Жана-Жака Анно, что мы, собственно, и сделали всей компанией ко всеобщему удовольствию. Конечно же, Жан-Жак Анно тоже в итоге все свел к детективной истории, но в остальном на экране все было так, как нужно: дикая фактура, уродливые лица, скотские нравы.

Волшебный фонарь, способный перенести нас в другие времена и миры, на этот раз был заправлен правильным топливом)

Подписывайтесь на авторский Телеграм-канал о кино и сериалах

Алексей Росовецкий

напишикомментарий