21

июля

Гас Ван Сент "Не волнуйся, он далеко не уйдет"

«Не волнуйся, он далеко не уйдет» Гаса Ван Сента – одно из главных разочарований фестиваля. Понятно, что после оглушительных провалов двух последних работ, Ван Сенту нужен был хит, что-то такое, что снова вернет веру продюсеров к режиссеру, что-то для людей, какое-то «кино с человеческим лицом», но не такой же ценой! Ван Сент решил пойти по проторенной фильмом «Харви Милк», собравшим кучу призов и даже выстрелившим в прокате, дорожке – снять байопик о довольно неоднозначном персонаже. Как и в «Харви Милке» Ван Сент засунул в жопу свои амбиции режиссера-экспериментатора и снял прямое кино, максимально голливудское, без этих своих любимых выходок с планами на 20 минут.

«Харви Милк», как уже говорилось, взял кучу призов и был обласкан всеми кинокритиками мира. В том числе он получил 2 Оскара – за лучшую мужскую роль (да, Шон Пенн там чуть более, чем великолепен) и за сценарий. И если в «Не волнуйся…» с главной мужской ролью все очень хорошо (Хоакин Феникс здесь чуть более, чем великолепен), то сценарий – это гребаный провал. И вот почему:

«Не волнуйся, он далеко не уйдет» основан на одноименной книге Джона Каллахана, известного американского карикатуриста, страдавшего алкоголизмом и прикованного к инвалидной коляске после пьяной аварии. Каллахану тогда был 21. Казалось, что у него вся жизнь впереди, а оказалось – позади. Разумеется, Джон стал закладывать за воротник с удвоенной силой. Ну, кончилось все тем, что он стал рисовать карикатуры: злые, циничные, с прекрасным черным юмором. Ну и заодно бросил пить с помощью программы «12 шагов» анонимных алкоголиков. Собственно, именно этому и посвящена книга Каллахана – его борьба с алкоголизмом, его работа над 12 шагами. Ну, все мы лечились от всяких пороков и пытались пройти 12 шагов, все мы знаем, как это важно для отдельного индивида, страдающего алкоголизмом. Мало того, я уверен, что эта автобиографичная книга для Каллахана была частью реабилитации. Так что это хорошо, что он ее написал. Очень хорошо. Но зачем по ней снимать фильм?

Есть такая штука, как «Индекс Кита Ричардза». Ну как, есть… Это я его придумал, сидя на сеансе. Вкратце он заключается в следующем. Вот, допустим, мы смотрим фильм «Переступить черту» - байопик о Джонни Кэше, где главную роль сыграл все тот же Хоакин Феникс. Фильм, как мы помним, о любви. И вот мы смотрим фильм о Джонни Кэше (он же фильм о любви), и представляем себе этот фильм, только о Ките Ричардзе (ну, просто потому, что жизнь и невероятные приключения алкоголиков и наркоманов по реальности плюс/минус одинаковы). Ну, то есть если бы выпустили вдруг байопик о Ките Ричардзе, который целиком и полностью посвящен его отношениям с прекрасной Патти Хансен. Нужен ли был бы нам такой фильм о Ките Ричардзе? Ответ очевиден.

Вот так же и здесь. Используя известный «индекс» (ну ладно, не «известный», но у него еще все впереди!), я просто представил себе байопик о Ките Ричардзе, где он весь фильм сидит себе такой на группе анонимных наркоманов, с горечью вспоминает детство, пытается переложить вину с себя на условного Васю, тут ему вся группа указывает на то, что никто, кроме него, не виноват в его горестях, и тут такая рука бога дотрагивается до его плеча, а он такой оборачивается – и хуяц – а там такая гнетущая пустота! И вот с тех пор я перестал пить, братцы! Нужен вам такой фильм о Ките Ричардзе? Нет. Такой фильм о Ките Ричардзе не нужен никому. Даже Киту Ричардзу. Он книгу написал, чтоб проработать свою проблематику. А фильм этот нужен только режиссеру, его снявшему.

По сути весь фильм - сеанс у психотерапевта. Только у чужого психотерапевта. С чужими и неинтересными проблемами. Получилось очень сопливая кинопатока. Зрители не без восхищения и умиления рассказывали о том, как люди плакали в зале. Вот что хуже всего. Йобаный мейнстрим про сильного человека, слишком морализаторский, слишком слезливо-жалостный. Сопли в сиропе.

Александр Топилов

Писатель, блогер, музыкальный критик

напишикомментарий