27

ноября

Греко-еврейские отношения в Одессе

Существует расхожее мнение, что еврейские погромы в Российской империи были «изобретением» коренного народа: адептов Русского народного союза имени Михаила Архангела, Совета объединённого дворянства, Союза русских людей и прочих «черносотенных» организаций. В реальности же первый в истории Российской империи еврейский погром произошёл в 1821 году в Одессе, и организован он был греками. Позже аналогичные погромы повторялись трижды, в 1849, 1859 и 1871 годах. Вопрос еврейско-греческого противостояния в Одессе был широко описан историками: Я. Хонингсманом, С. Ципперштейном, И. Котлером и др.- и все они объясняли причины этих погромов экономической конкуренцией или религиозными распрями.

Казалось бы, откуда такой антагонизм между двумя национальными меньшинствами, ведь и те, и другие появились в Одессе после перехода турецкого Хаджибея под российское владычество, и занимали в структуре города одинаковое положение – по 10% от числа всех жителей. Во втором десятилетии 19 века это соотношение стало меняться –  евреи стали составлять 13%, а греки 4% городского населения, а после достижения Грецией независимости в 30-е года из Одессы началась массовая репатриация греков на родину, тогда как еврейское население неуклонно прибывало, и соотношение между этносами в 1855 году составило: евреев – 18%, греков – 1,5%. Профессиональные интересы обоих народов часто совпадали, с той лишь разницей, что греки контролировали торговлю море-берег, а евреи в основном берег-город. Греческое и еврейское купечество играли важную роль в экономической жизни Одессы, во всех видах торговли и местном предпринимательстве, и поначалу экономическая конкуренция проходила достаточно мирно, поэтому к погромам привести не могла.

Отношения стали портиться, когда в Греции началась освободительная борьба против турок Османской империи, в которой немалую роль сыграли одесские греки; они создали в городе тайное общество «Филики Этерия», поддерживающее финансово своих восставших соотечественников. В апреле 1821 года турки казнили вселенского патриарха Григория V, а через месяц греческое судно с телом патриарха прибыло в Одессу. Тело после портового карантина поместили в городском соборе, где оно находилось до середины июня, а в это время по городу распространялся слух, привезённый греческими моряками, о том, что якобы евреи причастны к убийству патриарха в Стамбуле, хотя некоторые газеты написали, что причиной погрома на самом деле стал отказ группы евреев снять шапки во время прохождения траурной процессии по Греческой улице.

Подверглась нападению даже синагога. Около полутысячи еврейских семей потеряли все свое состояние и жильё. Зачинщики погрома не были найдены — говорили, что греки нарядились в русские одежды. После этих событий практически ежегодно в Одессе происходили столкновения между евреями и христианами, в том числе и с греками, на Пасху и другие религиозные праздники. Следует учитывать влияние, которое оказывало на эти процессы «еврейская политика» российского государства: против погромщиков применялась 38 статья Указа о наказаниях, влекущая только задержание и денежное взыскание, и только в 1892 году ввели статью 269 «нападение одной части населения на другую», предусматривающую ссылку до трёх лет.

Справедливости ради, нужно отметить, что к концу 19 века еврейско-греческие отношения в Одессе нормализовались, появились многочисленные примеры сотрудничества – долгое время главой одесской Купеческой комиссии был грек С. Ралли, а его заместителем - еврей С. Гурович. Такая же ситуация наблюдалась и в последующие годы.

(По материалам «Трудов по иудаике»)

Игорь Гольфман

напишикомментарий