10

января

И о плагиате

Альбом группы Битлз Rubber Soul много чего открыл для современной музыки. Но одно из лучших его проявлений - это безусловный и очевидный рост Джорджа Харрисона как композитора. Он написал для этой пластинки 2 песни, из которых особенно выделяется If I Needed Someone. Любопытна история написания этой композиции. Дело было так.

Харрисон настолько заторчал на группе The Byrds, в особенности на манере гитарной игры Роджера Макгинна, что просто решил использовать его гитарную партию из бёрдзовской песни The Bells Of Rhymney. При этом Джордж поступил как настоящий джентльмен - он еще до выхода Rubber Soul отправил запись песни Макгинну с вопросом, не будет ли тот против такого слегка вольного использования его песни? Нет, Макгинн не был против. Особенно если учесть, что собственно саунд своей электрической 12-струнки он и сам позаимствовал. Угадайте, у кого? Точно - у Харрисона. Он увидел этот инструмент в руках Джорджа в фильме A Hard Days Night. Так родился неповторимый и уникальный саунд группы The Byrds.

Впрочем, со своей песней My Sweet Lord Харрисон уже вел себя нихуя не по-джентльменски, полностью уйдя в отказы, когда его стали обвинять в плагиате. А ведь вы же все слышали песенку Hes So Fine женской ду-воп группки The Chiffons? Там же к гадалке не ходи - чистая Май Свит Лорд. Но Харрисон стоял на своем. В итоге суд таки признал плагиат - Харрисон дело проиграл.

Леннон, например, был гораздо честнее в этом. Песню Instant Karma он написал так: просто взял аккорды из своей же (заметьте!) песни All You Need Is Love, малехо поменял последовательность, и вуаля - новый бессмертный хит из старых проверенных аккордов готов.

Ну или вот Дип Перпл с их Black Night. Как известно, студия потребовала от группы сингл для раскрутки их нового альбома In Rock, а пацанам как-то в голову уже ничего не приходило. Ну и после очередных обильных возлияний, когда они снова оказались в студии, Блэкмор просто стал наигрывать риф Summertime в версии Рика Нельсона. Его долго уговаривали, оставить все как есть. "Это никак невозможно, это же чужая песня!" - нервничал Блэкмор. Но в итоге всем известно, чем закончилось: песня стала самым большим хитом группы, а авторство было записано именно на Ричи.

Или вот, например, группа Spirit, которые подали в суд на ЛедЗепп, что, мол, зеппелиновская Лестница в небо - это плагиат спиритовской инструменталки Таурус. Вы слышали вообще этот самый Таурус? Как по мне, так именно Таурус в большей степени является плагиатом с битловской Michelle например.

Ну и современная классика, которая разворачивается на наших глазах: Лана Дель Рей vs. Radiohead vs. Hollies. Итак, Том Йорк обвинил в плагиате Лану Дель Рей, чья песня сильно уж напоминает радиохедовский хит Creep. Там все серьезно - Радиохэды пытались добиться внесения своих имен в кредиты песни, или получить денежную компенсацию. Юристы обоих поп-формирований хотели решить все вопросы кулуарно, но ничего не получилось. Представители Ланы дель Рей готовы были откатить 40% издательских прав, но Радиохэды настаивали на всех 100%. В итоге так и не договорились - Радиохэд подали в суд на Лану.

 

Пикантность ситуации заключается в том, что ровно 25 лет назад самих Радиохэдов обвинили в том, что песня Creep сплагиачена с песни The Air That I Breath, ставшей большим хитом в 1974 в исполнении группы The Hollies. Но подали в суд на Радиохэдов не Холлиз, которые всего лишь перепели эту песню, а ее авторы - Альберт Хаммонд и Майк Хазлвуд, написавшие песню еще в 1972. Требования были те же: или кредиты в песне, чтоб потом всю жизнь получать авторские отчисления, или денежная компенсация. И знаете что? И Радиохэды, так же как и Лана, пошли в отказ. В итоге был суд, Радиохэд проиграл, и сейчас песня по кредитам проходит как Radiohead/Hammond/Hazlewood .

И вот прошло 25 лет, и наконец Радиохэд берет реванш! Я бы, кстати, на месте юристов Ланы дель Рей защиту построил бы именно на этом. Типа что? Радиохэд? Что за группа такая? Никогда раньше о ней не слышали. А песня наша - это оммаж группе Холлиз. А что?

Как это все происходит? Уверен, что с Радиохэд было не так тупо, как с Дип Перпл, которые откровенно содрали чужой риф в копейку. У Ланы Дель Рей, кстати, тоже Creep получился один в один, так что зря она в отказы пошла. Мне кажется, что подобные мелочи и нюансы лучше всего описывает история с написанием Миком Джаггером роллинговской хитяры Anybody Seens My Baby. А дело было так.

Джаггер вообще большой любитель всяких вечеринок и клубов, постоянно там тусовался, вдыхая аромат времени. Именно он в конце 70-х настоял на диско-хите Miss You. Именно он в середине 90-х заявил, что надо быть современным и привлек в сопродюсеры альбома Bridges To Babylon Даст Бразерс, прославившихся своей работой с Бисти Бойз и Беком. Так вот, однажды Джаггер принес в студию зачетный риф будущей Anybody Seens My Baby. Всем понравилось. Начали работать. Делать. Причесывать. Аранжировать. И тут вдруг кто-то посторонний послушал, и говорит:

- Ребята. Вы чего? Совсем ебанулись? Это ж гребаная k.d. lang.

- Да ладно! Что за хуйня?

- Вот, извольте.

И ставит им песню ки ди ланг именно с этим рифом. Роллинги вышли из положения с честью - они связались с ланг, и договорились о том, что просто внесут ее имя в соавторы песни. Которая, кстати, получила Грэмми в том году. Песня в смысле, не Ланг.

А ответ на поверхности на самом деле. Просто Джаггер тогда постоянно тусовался по клубным вечеринкам, и где-то там и услышал этот незамысловатый мотив. Потом набухался допустим, заснул, а когда проснулся, понял, что в голове звучит будущая хитяра!

В общем все как с Остапом Бендером, который написал чудесное стихотворение:

«Я помню чудное мгновенье…» (ну и т.д.)

... и вдруг вспомнил, что оно уже было написано задолго до него. Только настоящие рок-звезды этого все-таки не вспоминают. Идут до конца. Потому что - настоящие! Ну, кроме Ланы дель Рей, разумеется...

Александр Топилов

Писатель, блогер, музыкальный критик

напишикомментарий