24

октября

Истоки сионизма

Продолжая размышлять над поисками аналогий, которые сегодня часто звучат по поводу украинского и израильского "пути", замечу, что даже если и есть некие схожие аспекты в истории становления национальных государств, то всё равно каждый путь формирования нации, будь то этнической или гражданской, почти всегда неповторим. Различные национальные движения рождались в совсем непохожих наборах причин, обстоятельств, предпосылок, специфик региона и т.д. Еврейское национальное движение, называемое сионизмом, которое возникло в последней трети 19 века и привело к созданию еврейского государства в середине века 20-го, появилось исключительно как ответ на погромы, подъём в европейских государствах юдофобских настроений, как печальный итог "хаскалы" - еврейского просвещения и эмансипации. Началом этого движения в Европе принято считать "Эдикт о терпимости" Иосифа II 1782 года, когда, под влиянием идей Просвещения, с евреев Вены, Моравии, Силезии, Богемии, Венгрии и Галиции были сняты различного рода ограничения и расширились личные свободы. Во Франции в 1791 году Учредительное собрание приняло "Закон о гражданском равноправии евреев Франции", затем Наполеон уравнял евреев в правах на всех завоёванных им территориях, учредил раввинское Собрание нотаблей и созвал Великий Синедрион. В период правления Луи-Филиппа Орлеанского палата пэров постановила, что с 1831 года "служители иудейского культа будут получать содержание от государственной казны". Европейские интеллектуалы и просветители больше не хотели считать евреев "народом одной улицы". В 1848 году по Европе прокатилась "Весна народов", национальные революции имели целью расширение прав подавляемых слоев населения и их участие в политических процессах, в итоге к 70-м годам в большинстве стран Западной и Центральной Европы евреи получили равноправие.

Но первые утекальцы из европейских гетто совершенно не собирались (даже и не мечтали) создавать еврейское национальное государство, более того, все они страстно желали стать французами, шведами или немцами "Моисеева Закона". Ни о каком "палестинофильстве", сионизме или еврейском национализме не могло быть и речи; эмансипированные евреи принимали культуру народов тех стран, где они проживали, активно интегрировались в экономику, образование, медицину, науку и т.д. Стали появляться крупные еврейские промышленники и мануфактурщики, банкирские дома и торговые синдикаты, еврейские врачи и университетская профессура, издатели, знаменитые литераторы и композиторы. Вот тут-то всё и случилось. Именно эмансипация породила расцвет антисемитизма. От того, что значительная часть еврейского населения переместилась в крупные культурные центры и занялась профессиональной деятельностью в отраслях, имеющих общественный вес и влияние, от их успеха поднялся такой шквал зависти и гнева, которого не было во времена, когда евреи жили в герметических общинах на окраинах Европы. Вот где корни и истоки сионизма и национального возрождения в Эрец-Иисраэль. В этой среде родились Хиббат-Цийон, БИЛУ, Моше Гесс, Всемирный еврейский Альянс, Калишер, Смоленскин, Пинскер, Герцль, Ахад Гаам и другие «отцы-основатели» еврейского государства. После Кишинёвского погрома 1903 года депутаты 6-го Сионистского Конгресса, под трагическими впечатлениями от числа жертв, чуть не отправили Израиль в Уганду.

А что раввины? Большинство раввинов, за исключением реформистов, на первых порах категорически не поддержали идеи возрождения еврейского государства. Потому что те, кто, веками поднимая кидушный бокал, говорили – «в следующем году в Иерусалиме», совершенно не собирались за него бороться. Находясь в мессианской парадигме иудаизма, еврейская ортодоксия ждала Мошиаха, который придёт, опустит на землю "небесный Иерусалим" и перенесёт волшебным образом всех евреев в страну молочных рек и медовых берегов. Некоторые внутри-конфессиональные течения и группы по сей день не признают "легитимность" государства Израиль, и даже запрещают своим адептам молиться у Стены Плача...

Игорь Гольфман

напишикомментарий