10

августа

«Климакс» Гаспара Ноэ

Новый фильм одного из главных скандалистов современного кино.

 

 

Гаспару Ноэ скучно делать обычные фильмы, даже формально и неудивительно, что «Климакс» (еще один вариант перевода «Оргазм» или «Экстаз») начинается с конца, как будто киномеханик перепутал бобины с плёнкой: сначала показан  заключительный кадр - снятая камерой сверху окровавленная женская фигура, которая ползёт по снегу, а потом идут финальные титры. Затем следует возврат к началу истории. Вступительные титры появляются где-то в середине фильма — и среди прочего они иронически сообщают зрителю, что «это французский фильм и горд быть таковым».

 

По сюжету группа молодых танцоров проводит что-то вроде сборов перед американским турне в здании бывшей школы, расположенной, судя по всему, в чистом поле: они там и живут, и репетируют, а напоследок устраивают вечеринку, на которой кто-то из присутствующих тайком добавляет ЛСД в сосуд с сангрией.

 

ЭКСТАЗ — Русский тизер-трейлер (2018) from Влад Довлатов on Vimeo.

 

Первые пятнадцать минут фильма идёт собеседование с танцорами — юношами и девушками разнообразной этнической и сексуальной принадлежности: они отвечают невидимому интервьюеру, очевидно хореографу труппы, на вопросы личного характера — про мечты, страхи, об отношении к наркотикам, сексу и так далее. Всё это звучит крайне необязательно, но, как выяснится впоследствии, отнюдь не случайно. Затем начинается отрепетированный групповой танец, невероятно визуально впечатляющий, который переходит в дискотеку и всё это снято одним невероятно трудоёмким планом ещё минут на пятнадцать. Герои начинают болтать друг с другом — главным образом о том, кто бы кому вдул (или уже это сделал, а сделано в этом направлении было уже немало). Среди собравшихся выделяется маленький мальчик, сын то ли администратора, то ли худрука коллектива, женщины чуть постарше.

 

Начинают раскрываться личности и характеры героев — вот хореограф (София Бутелла, единственная звезда фильма —  алжирская танцовщица, которая сейчас нарасхват в Голливуде), вот пара вечно недовольных лесбиянок, вот самоуверенный козёл, вот брат с сестрой в очень (как выяснится позже) непростых отношениях и так далее. Одна из девушек — русская; в нужный момент она очень уместно прошепчет «пиздец».

 

 

И вот, наконец, кислота, растворённая в сангрии, проникает в кровь, и этот подозрительно невинный, по меркам Ноэ, фильм приобретает более узнаваемые черты, хотя так и остаётся вегетарианским, опять же, по меркам аргентинца: долгие проходы со стедикамом по коридорам, освещённым красным, несмолкающее техно (дело, вроде бы, происходит в 90-е), перевёрнутое изображение, занавес в цветах французского флага, надписи на весь экран «смерть — это невероятный опыт» или «жизнь — это коллективная невозможность».

 

Тем временем из коллективного тела выплёскиваются секс и насилие, освобождённые алкоголем и кислотой — а как же иначе? Сказать, что это страшно, как уже бывало в фильмах Ноэ, нельзя — скорее, гротескно и даже, если на то пошло, смешно. В узком сегменте, существующем в месте пересечения хоррора, порно и школьного семинара по философии экзистенциализма, Гаспару Ноэ действительно нет равных, и «Климакс» —  пожалуй, самая совершенная, самая скромная и, страшно сказать, самая симпатичная его работа.

 

Пятый полнометражный фильм Ноэ, как и все его предыдущие работы,  знаменует собой определённый этап в творчестве режиссёра, но, возможно, именно «Климакс» станет поворотной точкой в кинобиографии творца самых шокирующих и скандальных лент мирового кино последних двух десятков лет.  

 

 

Фильм пульсирует сумасшедшей энергией молодости, которую режиссёр предклимактерического возраста уже не по-вампирски высасывает из своих жертв-актёров, чтобы переварив плюнуть ею через экран в лица и души зрителей, а выжимает вполне вегетарианский, на первый взгляд, фреш из ингредиентов, несущих в себе не только колоссальный импульс разрушения, но и всепоглощающую любовь, и безудержную страсть, присущие возрасту героев фильма, не забывая добавить в него ЛСД и подать этот взрывоопасный коктейль под видом почти невинной сангрии, тем самым приглашая принять участие в своём неистовом и аморальном кинобалете. В вечеринке, которую нельзя пропустить!

 

 

Влад Довлатов

напишикомментарий