13

июля

Краткий путеводитель по 2 разделам Одесского кинофестиваля - "Фестиваль фестивалей" и "Гала-премьеры"

Сегодня стартует 9-й Одесский международный кинофестиваль. 9 дней, 107 картин, 3 конкурсные программы, внеконкурсные программы, специальные показы, ретроспективы, грандиозный опен-эйр. Традиционно любимые зрителями разделы – это «Фестиваль фестивалей», в рамках которого показывают главные фестивальные кинохиты года, и «Гала-премьеры» - эксклюзивные премьеры резонансных картин. Публикуем краткий путеводитель по этим двум разделам ОМКФ.

 

ФЕСТИВАЛЬ ФЕСТИВАЛЕЙ:

«Фокстрот» ряд критиков уже обозначил, как одно из главных кинособытий года, так что тут все ясно – надо идти и смотреть. Режиссер картины Самуэль Маоз (Израиль) в 2009 году произвел сенсацию своей картиной «Ливан», получившей кучу призов, в том числе и «Золотого льва» в Венеции. С тех пор Маоз снял одну короткометражку и одну документалку, и только в 2017 году наконец-то представил свою следующую работу, «Фокстрот». Снова приз в Венеции (на этот раз «Серебряный лев»), снова восторги критиков и зрителей. Вообще сейчас Израиль переживает очевидный подъем кинематографа, и Самуэль Маоз один из важнейших представителей этой новой волны.

 

«Слон сидит спокойно» китайского режиссера Ху Бо уже называют культовым. Он стал сенсацией Берлинского фестиваля этого года, получил специальный приз жюри и премию ФИПРЕССИ. Этот потрясающе красивый фильм с невероятной горечью и удивительной силой невольно несет на себе отпечаток трагедии режиссера: двадцатидевятилетний Ху Бо так и не дождался премьеры своей первой полнометражной картины и покончил с собой. Сложно сказать, насколько сильно повлияла эта ситуация на интерес к картине (Ху Бо перед этим снял пару короткометражек, которые были восторженно приняты), но билеты на фильм на фестивалях разлетались быстрее пластинок Дэвида Боуи в 1973 году, а в Нью-Йорке пришлось устроить дополнительный сеанс для тех, кто не попал на премьеру.

 

«Семейное дело» («Магазинные воришки») – новый фильм японского режиссера Хирокадзу Корээда, давно уж заслужившего широкое признание и получившего кучу наград и премий на различных кинофестивалях. «Семейное дело» стал невероятным кассовым хитом на родине режиссера, в Японии, а также получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах в этом году. Абсолютный mustsee.

 

«Донбасс» Сергея Лозницы, как и любой другой его фильм, не просто советовать идти и смотреть. Но надо. Советовать в смысле, не смотреть. Тут уж каждый решает за себя. Лозница, пожалуй, один из главных (если не самый главный) украинских режиссеров, уже ставший классиком. Он выдающийся документалист, и в его фильмах часто используются приемы документальных фильмов. Видимо, это должно добавлять его работам жизнь и естественность, но несущая сила тлена все же слишком велика.

 

«Людской поток» Ай Вэйвэя был одним из самых ожидаемых фильмов Венецианского кинофестиваля. И стал одним из самых больших разочарований. Ай Вэйвэй – культовый китайский художник, работающий с невероятно большими формами. Его работы впечатляют масштабами мысли и реализации (100 миллионов фарфоровых семечек, сделанных вручную, весом в 150 тонн, каждое семя уникально и не похоже на другое, каждый элемент сделан и раскрашен индивидуально; инсталляция в Касселе, куда он привез 1001 своего соотечественника, многим из которых специально для этого пришлось делать паспорт). Так что по сути Ай Вэйвэй своим кинодебютом решает какие-то свои арт-задачи. Сам Вэйвэй позиционирует свою работу как «документальное кино», старательно избегая ярлыка видеоарта. Так или иначе, в Венеции реакция на фильм была скорее сдержанной и уважительной, никакого откровения не произошло.

 

ГАЛА-ПРЕМЬЕРЫ:

«Экстаз» - новая работа Гаспара Ноэ. Собственно, это все, что вам надо знать об этом фильме. Тут все, как с Лозницей. Провокативные картины Ноэ – это работы большого мастера, одного из ярчайших режиссеров современности, которые смотреть далеко не просто.

 

«Человек, который убил Дон Кихота» - новый фильм Терри Гиллиама. Собственно, историю про Дон Кихота Гиллиам пытается снять уже 29 лет. В 1989 году на роль Дон Кихота рассматривался Шон Коннери, а на роль Пансы – Денни Де Вито. Гиллиам остался недоволен финансированием и вышел из проекта, который студия тоже вскоре забросила. В конце 90-х Гиллиам переписал сценарий, и там уже одну из ролей должен был играть Джонни Депп. В 2000-м году Гиллиам начал съемки, которые превратились для него в кошмар: постоянный выход из бюджета, травма спины главного актера, споры со студией. В общем, проект был снова заброшен, а в 2002 вышел документальный фильм «Затерянные в Ла-Манче» о съемках и фиаско этой работы. В 2008 Гиллиам объявил о возобновлении работы над проектом, главная роль уже отводилась Деппу, но его вскоре заменил Юэн Макгрегор. Впрочем, через 2 года проект снова был заморожен из-за отсутствия финансирования. И вот, наконец, Гиллиам таки довел дело до конца. Судя по всему, картина выполнена в том же фантасмагорично-сюрреалистичном стиле, что и последние (да и не только последние) работы режиссера «Воображариум доктора Парнаса» и «Теорема Зеро», что автоматически делает этот фильм одним из самых ожидаемых на фестивале.

 

«Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет» - байопик культового Гаса Ван Сента о не менее культовом американском карикатуристе Джоне Каллахане, которого играет Хоакин Феникс. Каллахан в 21-летнем возрасте, напившись в баре со своим другом (в фильме – Джек Блэк), попал в автомобильную катастрофу, и с тех пор был прикован к инвалидной коляске. Собственно, Ван Сент был лично знаком с Каллаханом (умер в 2010), и они вместе собирались работать над этим фильмом. Гас Ван Сент, один из главных контркультурных режиссеров 90-х, сейчас переживает не лучшие времена. Последние его фильмы – «Страна обетованная» и «Море деревьев» - проваливались с оглушительным треском, критики их разнесли в пух и прах. И многие отметили, что «Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет» - это прежде всего возвращение Ван Сента к зрительскому кино, к понятному кино с «человеческим лицом». Что ж, вот и посмотрим, удалось ли Ван Сенту избежать морализаторства (все-таки история о сильном человеке в тяжелых обстоятельствах), не скатившись в слезливость на гране пошлости, чем грешат многие байопики.

Учанина Наталья

напишикомментарий