15

августа

Не треба нічого чіпати!

Раньше я думала, что самые крутые по лайфстайлу - британские ученые, изучающие всю жизнь что-нибудь кошачье (длину хвостов, усов и кличек), или исследующие «причины ломки при сгибании сухих макарон на более, чем две части». Но смотрю, вроде и у нас жизнь мало-помалу налаживается. На днях побывала на лекции «Советское монументальное искусство и заповедники модернизма на территории Одесчины» Евгении Моляр в галерее Invogue#Art в центре города. Так вот, лектор-исследователь исследует, то есть, собственно, тусит, как все мы любим, по городам и весям нашей прекрасной родины и фоткает (опять же как все) артефакты советских времён - ну, там, заброшенные санатории, пионерлагеря, кинотеатры, дома культуры, остановки, монументы и оставшиеся от них постаменты. А вот далее начинаются отличия: я никак не могу разобрать по папкам или хотя бы перебрать, чтобы слить в облака, 18 тысяч фоток за 2 последних месяца, а исследователь все свои находки систематизирует, атрибутирует, описывает и осмысливает, готовит к, не побоюсь этого слова, музеификации (потому как именно она в конечном счете «нивелирует пропагандистскую потенцию»), пишет статьи, выступает с лекциями. «Вот такая работа!» - подъебываю я с плохо скрываемой завистью. Ну, как говорится, хто на шо вчився.

Так шо перескажу коротенько, как с научной точки зрения обстоят дела с наследием советской эпохи в наших краях. Хорошо обстоят. Пока. По оценке исследователя, на данный момент в среднем сохранилось порядка 50 процентов объектов. Секрет сохранности прост: плохие дороги и отсутствие денег на новое строительство - лучшие друзья охранников культурно-исторического наследия.

Чем дальше от областного центра - тем заповедней. Иногда еще может вмешаться и случайно помочь политика и международные отношения. Как, к примеру, в одном из самых жирных в смысле заявленной темы заповедников - любимом нашем курорте Сергеевка (ну, и соседних Лебедевке, Расейке, Катранке). Известно, что в советские времена здесь в основном располагались санатории и базы отдыха ведомств и предприятий соседней дружественной Молдавии. Нынче соседство осталось, а вот табачок... то есть вино, базы отдыха и прочие ништяки - врозь. Нынешние молдовские министерства и ведомства не могут или не хотят вкладывать свои леи в содержание и поддержание теперь зарубежной курортной инфраструктуры. Нести тяжело, а бросить-продать жалко или не получается. Так шо пока Сергеевка остается почти вся одним монументом советского курортного строительства - степень сохранности наследия тут доходит до 80 процентов.

Короче. Всего каких-то 20-30 км от Затоки - а ни тебе пластика, евроремонтов и прочего покращення. Полнейшее запустение. Живописно осыпавшаяся штукатурка и облезшая масляная краска. Чистое аутентичное модерновое советское прошлое - «уникальное и парадоксальное» в глазах иностранцев. И чтобы их сюда привлечь - «состоятельных архитекторов, ученых и туристов» просто «не треба нiчого чiпати! Занепад зараз дуже привабливий на фоне глобального покращення»! Есть, правда, одна неувязочка в этом месте исследования, которая может увязаться в настоящий замкнутый круг вокруг планов развития такого рода туризма: те самые дороги, которых нет. Редкий иностранный турист долетит-доедет до заповедной зоны. Для этого ему нужно будет превратиться в настоящего сказочного героя. То есть попросту стать таким, как мы с вами.

Это я крупными мазками ситуацию обрисовала - в наиболее географически приближенной к нам части исследования. На лекции же приводилась ещё уйма информации: научная классификация наследия, периодизация борьбы с ним -  к примеру, «постмайданная романтическая жовтоблакитизация» - это когда в желто-голубой перекрашивали все, что можно и нельзя - от красных галстуков гипсовых пионэров, до собачьих будок. Что зачастую выглядело «дуже кумедно». Или вот история о том, как целому министру инфраструктуры Омеляну по дороге на работу на мосту на проспекте Победы мулил глаз какой-то небольшой барельеф с серпом и молотом - сказано же в советском анекдоте: «А ты его не чеши!» - нет, тоже перекрасили, в романтический двуколор. Или те же волны «ленинопадов»...

В общем, автор исследования приходит к выводу, что, как это ни парадоксально, но своим стремлением и законами о декоммунизации и уничтожении наследия советской эпохи Институт национальной памяти только привлёк к ней больше внимания. И, если уже говорить о государственной политике в пропагандистской сфере, то не жовто-блакитной краской запасаться надо, а пытаться спасти, сохранить остатки культурной инфраструктуры - ту же сеть кинотеатров в малых городах и весях, которая в настоящий момент на 40 процентов занята сетевыми супермаркетам и отделениями банков. И в такой ситуации 500 миллионов государственных гривен, выделенных на патриотического кино, даже в случае его создания, можно будет засунуть коту под хвост - к британским учёным ходить не надо.

Фото - Анна Березкина

Анна Березкина

напишикомментарий