13

июня

Новый фильм Брайана Де Пальмы «Домино»: черные и белые в цвете.

На новый фильм 78-летнего классика Брайана Де Пальмы уже успели вылить не один ушат критических помоев – при этом нельзя сказать, чтобы совсем уж безосновательно. И хотя юношеская еще влюбленность в кинематограф Де Пальмы блокировала при просмотре существенную часть тех рецепторов мозга, которые отвечают за критическое мышление, без вопросов не обошлось.

Но эти вопросы совсем не помешали мне после просмотра сесть пересматривать «Домино» по второму кругу. Последний раз со мной такое приключилось с фильмом «Под Сильвер Лейк».

Главная претензия – это предельная условность происходящего, которая, к сожалению, не дотягивает до реальности сновидения, до абсолютной условности сюрреализма: уж слишком все это напоминает сценарные «косяки». Действие передвинуто в ближайшее будущее, между тем, в мире «Домино» европейские силовики совершенно не готовы к столкновению с исламскими радикалами.

Также вполне очевидно, что продюсеры прошлись безжалостными ножницами по оригинальному монтажу Де Пальмы, – но если в обрезках, которые остались в корзине (и которые, как я надеюсь, войдут в будущий Directоr’s Cut) не обнаружится сцен, глубже раскрывающих характеры персонажей – того же Гая Пирса, например, будет совсем грустно.

Зато в деталях кроется Бог: граффити «М» в лифте, когда копы поднимаются на место кровавого преступления, просьба добавить в сэндвич помидор, олдскульная рир-проекция в сценах, снятых из салона машины, совершенно упоительно скомпонованные кадры и внутрикадровый монтаж, игры с цветом, полиэкраны. Де Пальма по-старомодному изящен: умеет показать плачущую женщину в кадре, не заставляя ее выглядеть некрасивой. Он саркастичен, показывая онлайн расстрел на красной дорожке кинофестиваля как шутер от первого лица – классика никогда особо не жаловали на фестивалях.

Но по факту самым главным в этом фильме оказываются не формальные изыски маэстро, а политическая составляющая его нового фильма. «Домино» –  кино антиамериканское и антиисламское, причем в противостоянии американского мира и мира радикального ислама Де Пальма одинаково презирает оба полюса. «Мы, американцы, читаем ваши и-мэйлы – бросает ЦРУшник в лицо шведскому копу. Спасибо, по крайней мере, что симпатии режиссера на стороне старой Европы, а не России, например.

Но для политического высказывания «Домино» чересчур дидактичное, по-шестидесятнически лишенное полутонов. Так и хочется сказать, детское: и там плохие дяди, и здесь плохие дяди. Между тем, этот политически наивный, очень манерный по стилю и не всегда достоверный с точки зрения драматургии фильм смотреть нужно и даже необходимо – ведь даже в самой слабой работе Де Пальмы волшебного эликсира алхимии кино куда больше, чем во всех прокатных фильмах этой недели вместе взятых. Не пропустите: уже с сегодняшнего дня в кинотеатрах.

И еще, если вы заметили – ни слова об «Игре престолов»)))

Не забываем подписываться на авторский Telegram-канал о кино и сериалах «Усы Тарковского»

Алексей Росовецкий

напишикомментарий