24

сентября

Odessa JazzFest 2018: Contrast Trio и все-все-все

Вчера, 23 сентября, прошел третий, заключительный день Odessa JazzFest 2018. И настоящим хайлайтом фестиваля стало выступление немецкой группы Contrast Trio.

Это трио из Франкфурта организовал Юрий Сыч, уроженец Ивано-Франковска, который с 2003 года живет в Германии, где закончил франкфуртсукую Академию музыки. В состав также входит Тим Рот (контрабас, электроника) и Ян Филипп (барабаны, сэмплы), недавно сменивший Мартина Стандке, игравшего в группе с самого своего начала. В принципе, трио сразу выдало очень интересный и современный джаз с некоторым довольно тактичным креном в электронику. Они записали 2 альбома и стали любимцами европейских джаз-фестивалей, в том числе 3 года назад выступали и во Львове на AlfaJazz. В принципе, положа руку на средце – ничего выдающегося они не делали. Да, это был очень качественный грув-джаз, сыгранный с большим вниманием к мелким деталям и фактуре звука, но таких составов сейчас немало, и как-то Contrast Trio особо не выделялись на их фоне. Все изменилось сравнительно недавно, возможно из-за нового барабанщика – Яна Филиппа. Что группа и продемонстрировала своим сетом в одесской филармонии.

Прежде всего поменялся грув. Обычно в джазе вовсю используются фанки-ритмы, предельно синкопированные со всякими там смещениями акцентов и прочими ритмическими шалостями. Собственно, грув Contrast Trio старого образца тоже вовсю эксплуатировали подобные брейкбиты. Сейчас же немцы взяли то, что и должны были взять любые нормальные немцы – краут-бит. То, что называется «моторик». Абсолютно прямые барабаны с прямой непрекращающейся бочкой, вбивающей каждую восьмую в мозг слушателя. И на этом фоне уже Юрий Сыч и Тим Рот вовсю разворачивают свои электронные ландшафты. Джаз, разумеется, никуда при этом не делся – манера мелодических конструкций Юрия Сыча порой напоминают то Кита Джарретта, то Мишеля Петруччиани, а сцепка контрабасных риффов с аутентичным синтезаторным фоном и роялем так вообще уводят куда-то в сторону Майлза периода In a Silent Way. Кстати о контрабасе – Тим Рот брал его в руки буквально в 2-3 композициях, все остальное время он контролировал электронный бэкграунд звука.

Получился такой настоящий краут-джаз, Contrast Trio зазвучали свежо и абсолютно своеобразно. Какие-то аналоги даже так сразу и не вспоминаются. Материал, который в студии занимает 2-3 минуты, был предельно развернут до 10-15 минут. При этом у группы (или у Юрия Сыча лично?) совершенно уникальное чувство композиции: бесконечное солирование на инструментах сведено к минимуму, при этом композиция беспрерывно развивается, открывая все новые и новые элементы под качающий моторик-бит. Все это подано с отличным чувством меры и вкуса. Наблюдать за тем, как разворачивается настоящее творчество прямо на сцене – отдельное удовольствие.

Что еще запомнилось на фестивале? Ну, во-первых, открытие. Прежде всего хочется отметить, что в этом году зрителей как-то было побольше, чем в прошлом году, например. И публика наконец-то как-то расслабилась – в Горсаду народ сидел не только на расставленных местах и прилегающих скамеечках, но и на траве, на газоне, на принесенных с собой раскладных стульях. Это нормально: уютно и по-европейски. Раньше такого на открытиях Odessa JazzFest не наблюдалось. Очень хорошо отыграли Claire Parsons Duo – дуэт люксембургской вокалистки и пианистки Клер Парсонс и израильского гитариста Эрана Хар Эвена, которые выдали что-то очень мелодичное и деликатное, местами в тонах Билла Фризелла. Чешский барабанщик Павел Файт выдал очень мощный сольный сет. Преимущественно работая с ритмической формой, он разбавлял свои конструкции электроникой. Ну и конечно же это тот самый уровень музыканта, когда говорить о его «уровне» как-то уже не очень корректно: уровень – бог, тут все просто.

Второй день фестиваля всем запомнился выступлением греков Palette Ensemble/Sokratis Votskos Quartet, которые выдали очень качественный и техничный джаз ECM-формата. Хотя на самом деле очень большое впечатление произвели Lithuanian Trombone Project (Литва) – квинтет тромбонистов под управлением Витаутаса Пилибавичюса с невероятной вокалисткой Лорета Сунгайлиене. Их музыка так или иначе базируется на литовском фолке, но потрясающие аранжировки Пилибавичюса и то, как он использует пачку тромбонов, делает эту музыку какой-то внежанровой, добавляя дополнительную глубину в эмоциональные композиции.

С корейцами HG FunkTronic все вышло как-то не так, как хотелось. Прежде всего ребятам не доехал их багаж, в котором находились все примочки трубача (там довольно серьезный сетап). В итоге музыканты отчекались без примочек. Багаж таки дошел в 7 вечера, но музыканты решили не экспериментировать, и отыграли в том звуке, в котором и чекались, т.е. без всей сопутствующей трубе электроники. Впрочем, возможно именно поэтому главным на сцене стал саксофонист, который был чертовски хорош. На вторую часть их сета вышел вокалист Ким Йонг Ву, специализирующийся на корейском народном пении. Получилась какая-то корейская эстрада, которая, да, исполнена на высшем уровне и музыканты умудрялись фанковать даже в таких непростых условиях, но все равно этот микс звучал крайне непривычно: публика с момента выхода Ву покидала выступление пачками.

Тем не менее, хочется отметить, что Odessa JazzFest продолжает радовать новыми именами. На каждом фестивале любому меломану с самыми разными вкусовыми предпочтениями есть, что посмотреть и кого послушать.

Фото - Лев Райзман

Александр Топилов

Писатель, блогер, музыкальный критик

напишикомментарий