24

декабря

Один день в Кропивницком

О Кропивницком я, разумеется, был наслышан исключительно в контексте Кировограда. У меня оттуда близкий друг, любивший рассказывать истории из своего детства о всем этом тотальном жлобстве маленького городишка, драках стенка на стенку, район на район и прочих детских невинных шалостях, когда у тебя есть все шансы остаться без глаза или еще без какой ненужной и повторяющейся части тела. Так что я был уверен, что попаду в какой-то типичный спальный район 90-х а-ля Таирова величиной с небольшой город. Вот почему я был немало удивлен, когда вместо аццкого Херовогаддо (как называет свой родной город поэт Юрий Смирнов) я попал в весьма культурный Кропивницкий.

Тут надо понимать, что по сути о Кропивницком я не знал ничего, поэтому я с некоторым удивлением узнал целый ряд забавных фактов. Ну, например, именно в Кропивницком открылся первый украинский профессиональный театр в 1882 году, и город стал «колыбелью украинской драматургии».  Там работали Карпенко-Карый и (сюрприз!) собственно Кропивницкий. Ну и многие другие. Театральная движуха там до сих пор очень сильная, и каждый второй кропивницкий интеллигент неслабо прошарен в драматургии и театральных тончаках. Да, мне было удивительно, когда я от новых случайных знакомых, распивая на ступенях драматического театра бутылку виски с горла (в лучших традициях Кировограда) вдруг слышал полный расклад по одесскому «Театру на Чайной» с неизменными рекомендациями, какую именно их постановку мне необходимо посетить в первую очередь.

Здесь есть улица Арсения Тарковского. Да. Такие дела. Ну, оно и понятно – Тарковский именно отсюда родом и жил здесь до 18 лет. Кстати, еще один из моих новых случайных знакомых, которым тоже присутствовал при распитии бутылочки вкусного бухла на ступенях театра без всех этих условностей в виде посуды, лично знаком с Мариной Тарковской, дочерью Арсения и соответственно сестрой Андрея, и является автором биографической книги об Арсении Тарковском. Впрочем, вскоре выяснилось, что тут каждый второй интеллигент лично знаком с Мариной Тарковской. Я же, к своему стыду, только в тот вечер и узнал, что существует такая дама, как Марина Тарковская. Меня, впрочем, вообще больше забавляла гипотетическая сцена разборок в условном Кировограде 90-х, когда можно было выхватить неслабых пиздюлей, если ты появлялся на улице Тарковского после захода солнца.

Говорят, что Кропивницкий стал первым уездным городом в Российской империи, где появилась трамвайная сеть. Говорят, что именно в Кропивницком появилась первая футбольная команда на территории Украины (тому виной англичане братья Эльворти, запустившие здесь ставший впоследствии флагманом местной промышленности завод «Красная Звезда»). Говорят, что одна из первых цветных кинопленок – вход немцев в Кировоград в 1941. Говорят, что местное пиво "Дудляр" взяла первый приз на конкурсе маленьких восточно-европейских пивоварен.

Ну и конечно отдельно доставляет местный фольклор в виде совершенно бешеной истории про электрика Ильина. В общем, жил себе жил Александр Ильин, ни с кем не общался, ни с кем не водился, обычный себе электрик в столовой какого-то Кировоградского комбината. Жил, жил, и умер. В 1993 году это произошло. Ни детей, ни семьи, ничего вообще. Как перст один. Ну и вот менты попадают к нему домой, а там… А там гребаный условный Эрмитаж. Больше 3 000 предметов искусства. Живопись, графика, скульптуры, иконы, антиквариат всех сортов, китайские вазы и прочее и прочее. Серебряная кружка 17 века с крышкой работы украинского ювелира Ивана Равича. Бронзовые скульптуры Павла I, Силены с Вакхом и Будды. 52 иконы, среди которых встречаются датированные 16 веком. Коллекция европейского столового серебра. Кресты 12 века. Лишь малая часть коллекции Ильина представлена в Кропивницком краеведческом музее, но даже она впечатляет максимально. И ведь что характерно – никто ничего до сих пор не знает. Про все про это в начале 10-х гг. сделали фильм «Синдром дракона» культурные герои Кропивницкого – Юрий Смирнов (автор сценария и исполнительный продюсер) и Сергей Компаниец (продюсер), предложившие свою концепцию происшедшего.

Собственно, примерно об этом мне и рассказывал Сергей Компаниец тихим уютным вечером в Кропивницком. Мы попивали пивко в баре «Черчилль» и старались не встречаться взглядами с местными завсегдатаями – мало ли, а вдруг они с улицы Тарковского. Потом мы прогулялись до здания украинского театра, где и распрощались до следующего дня. Возвращались с женой абсолютно пустыми улицами центра (есть в Кропивницком такая симпатичная деталь – вечером город совершенно вымирает). Кстати, архитектура Кропивницкого невероятно прекрасна. Здание театра, синагоги (в какой-то период население Кропивницкого на 50% составляли евреи), краеведческого музея, университета, СБУ – все они в отличном состоянии, возле многих из них стоит информационная доска, где указаны подробности достопримечательности. Старые дома выполнены преимущественно в модерне начала века с кучей каких-то влияний. То есть это как бы эклектика такая с массой потрясающе красивых деталей, барельефами, порталами и прочими архитектурными изысками. Вообще больше всего Кропивницкий мне неожиданно напомнил Черновцы с их изящным и великолепным центром.

Прогуливаясь, мы снова прошли мимо того самого бара «Черчилль», откуда как раз начала высыпать молодежь и устраивать какой-то нешуточный, но судя по всему довольно обыденный махач. Сначала было человек 5, и вот уже их 10, 15. Как у нас, на Таирова, в 90-х. А пипл к ним все подтягивался и подтягивался – довольно буднично, без энтузиазма, шел как на работу из разных концов улиц люд для поддержки разных своих. Прям почувствовал себя на улице Тарковского. Незабываемо!

Александр Топилов

Писатель, блогер, музыкальный критик

напишикомментарий