24

июля

ОМКФ-2018 от Же Селезневой: записки снобствующего интроверта, часть первая

Первое что я сделала, возвратившись домой со своего последнего фестивального кинопоказа – достала из сумки и выбросила яйца, купленные и разбитые по дороге. Второе – задала корма кошке. Третье – плеснула в стакан холодной колы и села писать свой отчет по кинофестивалю.

Почему же я праздную завершение фестиваля гнусной химической колой, а не достойным, заслуженным саперави? Потому что среди 20 просмотренных мной фильмов был пятничный Гас ван Сент. С него и начну свой обзор с элементами исповеди. Говорить буду много, поэтому по частям, сначала – гала-премьеры и фильмы с «Фестиваля фестивалей».

«Не волнуйся, далеко он не уйдет»

Кто снял: Гас ван Сент

Секция: «Гала-премьера»

О чем: о том, что как бы сильно мама не испортила тебе жизнь, фиксить это все придется самостоятельно.

И как оно?

Ну, во-первых, это самая мощная антиалкогольная пропаганда, которую я когда-либо видела. Все планы на вечернее красное пошли прахом дня на три, не меньше – а это потрясающий результат для любой пропаганды ЗОЖ. Во-вторых, актерский состав. Хоакин Феникс стабильно хорош, а здесь почему-то еще и похож на Робина Уильямса.

То, что осталось от прежнего Джона Хилла – примерно половина привычной массы – ослепительно в роли богатого гея-ментора программы «12 шагов». Бонусом – солистка The Gossip Бет Дитто – на мой взгляд, одна из немногих полных женщин в шоу-бизнесе, интересная чем-то еще, помимо запредельного веса – в роли «жлобихи-алкоголички» с раком сердца. В общем-то, кино спокойно могло быть и не про Феникса-Каллахана – там любой персонаж достоин хотя бы короткометражки.

Смотреть стоит?

Да, если вам не претит эстетика мейнстрима: она здесь присутствует чуть более чем полностью, и многие фестивальные гурманы уже от души попеняли ван Сенту за «прогиб» перед публикой и продюсерами. И если у вас нет проблем с алкоголем. Если есть – тем более смотреть, но приготовьтесь к вероятному баттхерту.

 

«Слон, который сидит спокойно»

Кто снял: Ху Бо. Собственно, это его первый и последний фильм – 29-летний режиссер не дождался премьеры и покончил с собой. А зря: лента «порвала» Берлинале, и это неудивительно.

Секция: «Фестиваль фестивалей»

О чем: о том, как все плохо в жизни нескольких обитателей провинциального китайского городка, а будет еще хуже. Хронометраж 3 часа 50 минут.

И как оно?

В далеком наивном детстве я много думала о том, существует ли жизнь в маленьких городах на периферии. Часами могла разглядывать карту Украины и размышлять – а вот как там, например, в Сумах? Местные жители - кого они любят? Чему они радуются, чувствуют ли они что-то? Или, как роботы, простаивают смену у конвейера, а потом становятся в шкаф и выключаются до следующего утра? Сама я, к слову, жила тогда в героиновом Николаеве.

«Слон» вернул меня к этим мыслям, только с расширенной географией – как живут и что чувствуют в Китае, стране, где в сумасшедших объемах штампуются вещи и люди? Если верить Ху Бо, очень не очень. По работе с тленом и статикой парень одной левой сделал всех Лозниц, Звягинцевых и прочих фон Триеров. Его судьба, создать шедевр жанра, но так и не узнать об этом, напомнила мне историю «Сговора остолопов». Там тоже все кончилось плохо для автора, только «Сговор» феерически смешной, тогда как «Слон» - новая классика беспросветности. А еще это первый на моей памяти фильм, где актер использует насморк и втягивание соплей как часть образа и художественный прием.

Смотреть стоит?

Да, если сможете найти – широкий прокат фильму явно не светит. Перед просмотром желательно спрятать подальше телефон, чтобы не было соблазна разбавить сознание лентой Фейсбука. В идеале, смотреть «Слона» нужно в темноте, запертым в туалете, с достаточным запасом воды – тогда произойдет полное погружение без возможности переключиться на какие-то там радости бытия, при этом не отвлекаясь на физиологию. И не тешьте себя иллюзиями, что будет легко. Четырехчасовая длительность и суицид режиссера о чем-то да говорят.

 

«Донбасс»

Кто снял: Сергей Лозница

Секция: «Фестиваль фестивалей»

О чем: «Веселая карусель» о жизни людей на Донбассе после начала войны.

И как оно?

Трындец полный, сбежала где-то через час. Снято хорошо, смотреть – невыносимо. Слишком натуралистично, слишком резко, все – слишком. Впервые за долгое-долгое время задалась вопросом «зачем такое снимать?». Окей, допустим, зачем снимать понятно – используем остросоциальную тему, бичуем пороки «русского мира» и вообще показываем всему миру, какая жесть творится на украинском Востоке. Ответа, зачем мне это смотреть, я для себя так и не нашла, поэтому – см. выше, зато без проблем уехала домой на такси.

А еще была злость. Злость к неким абстрактным зрителям из Канн, которые восхищались и аплодировали. Очень легко восторгаться ужасам, которые происходят в реальности, никак не пересекающейся с твоей собственной. Для украинцев же это все – живая гнойная рана, и воспринимать картину отстраненно не получается.

Смотреть стоит?

Возможно, если сможете решить, зачем. Я шла посмотреть, что же там такое взбудоражило Канны – этой мотивации оказалось недостаточно.

 

«Человек, который убил Дон Кихота»

Кто снял: Терри Гиллиам

Секция: «Гала-премьера»

О чем: о превратностях рекламного бизнеса и одновременно – трудностях самоидентификации.

И как оно?

Ну, во-первых, Адам Драйвер. Глядеть и вспоминать, как в средней школе постоянно влюблялась в мальчиков со странными чертами лица. Если бы только все они выросли в таких Адамов, то не знаю, конечно, что бы с этим делала лично я, но мир определенно стал бы приятнее.

Во-вторых – аллилуйя, он все-таки это сделал. Есть что-то завораживающее в просмотре фильма, который начали пытаться снимать еще до моего рождения, а получилось только сейчас. Что можно казать о самой картине? Как минимум, смело и эстетично. Думаю пересмотреть еще раз – сохраняется стойкое ощущение, что с первого раза дошло далеко не все.

Смотреть стоит?

Да, причем в оригинале – совершенно не представляю себе в переводе пафосное Драйверовское «Ай эм Дон Кикоте де Ламанче!» (спойлер: это ближе к концу). Лучше, на мой взгляд, дома – желательность большого экрана в данном случае уступает необходимости медитативного погружения.

 

«Магазинные воришки» - они же, в одном из переводов, «Сімейні злодюжки». Честное слово, какое название, такой и фильм.

Кто снял: Хирокадзу Корээда

Секция: «Фестиваль фестивалей»

О чем: о Семье в самом глубинном смысле этого слова. По сути, что-то среднее между учебником и притчей о том, какие бывают семьи, как они развиваются и почему могут оказаться в опасности.

И как оно?

Тепло. Слегка статично. Красиво. Очень по-японски. Каннская «Золотая пальмовая ветвь» - определенно заслуженная. На самом деле, про «Воришек» сложно писать так, чтобы выйти за рамки шаблона умеренно-восторженной рецензии. С кинематографической точки зрения практически безогрешно хорош, что же касается содержания – это фильм-зеркало, каждому покажет что-то свое. Возможно, потому его и оценили так высоко – в самом деле, качественными саундтреками, операторской работой и другими атрибутами Хорошего Кино жюри в Каннах не удивить.

Смотреть стоит?

Или!

На этом мой первый обзор плавно подходит к концу. В следующей серии мы таки запасемся саперави и пойдем разбирать фильмы конкурсной программы – вот уж где пойдет умопомрачительное веселье. Хотя ладно, не такое уж веселье, не такое уж умопомрачительное. Тизер: с фильма, получившего Гран-при, мы (автор и коллектив его суб-личностей) сбежали, но это не помешает нам сказать о нем пару слов. Не переключайтесь.

Же Селезнева

напишикомментарий