07

ноября

«STAS и вся эта упомянутая неразбериха» в МСИО

Или как традиционный, старинный вид «сороміцького мистецтва» привёл его автора, Стаса Волязловского, вначале к славе, а затем к гибели.

Весть о смерти Стаса Волязловского после смерти Леонида Войцехова не воспринимается так уж остро, да и мало кто с ним был лично знаком здесь.

Я познакомилась с ним в Киеве, он мне понравился: умён, интеллигентен, работы тщательно созданы. Да, в галерее Жени Карася были выставлены тогда наволочки, состаренные чаем, а на них шариковой ручкой создана была ГРАФИКА. Настоящая - на простынях, шариковой ручкой, но графика.

Тематика вполне «идеологически неверная», с подковыркой, сарказмом; что не могло не завораживать, заставляло подхихикивать. Подхихикивать точности, точности попадания, оригинальности трактовки образов.

Была в галерее Карася ещё выставка «А4. Кулькова ручка», а там… уж не было ни кружев крестьянских с простыней свисающих, там пошл’о (для меня «Вдруг») настоящее «сороміцьке мистецтво». Срамные всякие темы. Неприличные.

И меня они смущают и как, извините, интеллигентку, и как женщину, - там всё же сексизм присутствует. НО это – классика, классика ТРАДИЦИОННОГО «сороміцького мистецтва», если угодно, народного, низового. В конечном счёте мы помним и знаем «Жлоб-арт» и «ХЗВ», т.е. и такое имеет право на существование, более того, как нечто в СПЕЦИФИЧЕСКОЙ стилистике отражающее наше бытие, - или уже даже бытиЁ.

Тут нужно резко оборвать и задаться вопросом: почему реномированный, ИЗВЕСТНЫЙ художник вдруг «так» закончил свой жизненный путь? Александра Трянова, куратор и инициатор выставки несколько раз повторяла: «Причина в институциональном кризисе»! Мне сложно согласиться с ней, поскольку «Институциональнаяя система» в государстве Украина отсутствует как таковая! А посему после прекращения сотрудничества с гипер-успешной московской галереей «Риджина» Стас Волязловский даже имея преданных ему друзей-сотоварищей впал в депрессию. И это с та-а-акими заслугами, вот, взять бы хоть тот же журнал «Наш»; а многочисленные зарубежные поездки-выставки! А вы только залезте в интернет, - там много о нём текстов, также его собственных изображений всяческих.

В цивилизованных государствах депрессия признана болезнью, серьёзной болезнью; но, увы, не у нас. Она его и погубила.

Тут и Слава Машницкий (директор Херсонского Центра Современного искусства), и Семён Храмцов (соратник и видеомэйкер их группы «Рапан’ы») были уж бессильны. Сам Херсон перестал быть поводом для стёба, а стал местом упокоения. Того, что претило Волязловскому по определению.

Но всего этого в выставке в Музее современного искусства нету, там – сарказм, издёвка, веселье. Нужно только прикрывать глаза на сюжеты определённых работ. И всё время, настойчиво, помнить, что это – «Шансон-арт». Блатное такое. Как наша жизнь, повсеместная.

Однако, пройдёмся по выставке… Там украшенные «каменьями» две гитары, тоже расписаны и скрещены в букву «Х». Фантастично видео созданное с Семёном Храмцовым «Миражи», где посреди обычной улицы херсонской всплывают и рассеиваются видения «мест иных» (омріяних). А сколь саркастичен перепев «народной украинской песни» «Рідна мати моя»! На листочках «А4» досконально изображены известные персонажи украинской арт среды: Илья Чичкан, Жанна Кадырова, Александр Ройтбурд, тот же Марат Гельман, хотя к ним ещё имеются и подписи всяческие. А также множество сюжетов, разнообразных, и из социальной жизни, в том числе. Где качественно созданная графика умело, ОТКРОВЕННО показывет нам пороки нашего государства и нас самих.

Но автор ещё настаивал, что надобно читать и тексты, что они не подписи к изображениям, а именно тексты. Всё равно нарисованные (как графика) тексты имеют не менее любопытное содержание, которое НЕ ПОЯСНЯЕТ картинку, но сопровождает; следует далее, вглубь.

Мрачные комиксы о пороках общества и человека претворены у него в формах наивного искусства. Хотя уровень графического мастерства не позволяет определять творчество Волязловского как лишь наивное. Ах да, ещё в выставке много гадкого видео (прям-таки порно), впрочем, как и на тряпках, сделавших ему имя; так и на бумаге размером «А4».

Итак, о чём же речь? Зачем и почему нужно это соромітське мистецтво, почему Стас Волязловский стал классиком новейшего искусства ещё при жизни?

Пусть эта экспликация самого автора послужит объяснением:

«Шансон-арт — это моя рефлексия на мир, в котором я существую, с его интересами, проблемами, страхами, религией, новыми культурными вызовами, с его телевидением и программами, наполненными дебильной рекламой, расчлененкой, криминалом, порнографией, сериалами и политикой, с его жёлтой прессой и его интернетом. Возможно, для меня это что-то вроде арт-терапии. Мне действительно удается освободиться от всего, лезущего в мозг помимо моей воли. Беру и вываливаю все налезшее в эдакой лубочно-концентрированной форме на лист бумаги или старые сэконд-хэндовские простыни, которые разрисовываю шариковыми ручками».

В заключении хочу подчеркнуть, что это «не моё» как женщины и интеллигентки, но как арт-критик, я НЕ МОГУ не признать социальной значимости творчества Стаса Волязловского! Это ПРЯМОЕ ЗЕРКАЛО нашей с вами жизни, со всей её «спецификой» как показ, НАРОЧИТАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ блатного превалирования в ней. Увы!

Ну и под самый конец следует обозначить, что куратор – Александра Трянова довольна, тут Одесса оказалась первой отдавшей честь умершему творцу, к тому же представила практически все аспекты его деятельности. Даже издав его поэтический сборник. Более того, специально из Киева приехал галерист Евгений Карась. Прибыл целый херсонский десант, с Машницким и Храмцовым.

А я специально спрашивала Семёна Кантора – директора МСИО, не смущает ли его подобное творчество, на что был получен профессиональный ответ: «Такое творчество имело место, БЫЛО, его ретушировать нельзя, ведь это и есть подлинный срез нашего искусства, современного искусства Украины».

Ута Кильтер

напишикомментарий