20

июля

Танго Кикоин (Жерар Кикоин) - 5 Фильмов

"У нас здесь флагелляция или изба-читальня?" На вопрос пелевинской лисы А Хули французский режиссёр Жерар Кикоин мог бы ответить: "У кого как, мon сhéri, а у меня 50/50".

Про флагелляцию Кикоин, один из столпов золотого века французского порно, знает не по наслышке. Что до литературной составляющей, то и здесь у месье Жерара всё в порядке - на его счету экранизации Роберта Стивенсона и Эдгара Аллана По.

Список режиссёров, умудрявшихся совмещать настолько разные жанры, не так уж и мал. Навскидку вспоминаются Эд Вуд, Джесс Франко, Жан Роллен, Клод Мюло, Джо ДАмато. Однако штука в том, что все они имели за плечами опыт работы в большом кино, а в XXX-индустрию подались не от хорошей жизни. Для Кикоина же съёмки порнофильмов изначально были не вынужденной подработкой, а основным источником дохода. Тем не менее, он сумел выбиться в люди - в его поздних фильмах играли Энтони Перкинс и Роберт Вон, Дональд Плезенс и Оливер Рид.

Странному и извилистому пути этого самобытного режиссёра и посвящён данный обзор.

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

Обучение Баронессы / Education of the Baroness / Parties Fines (1977)

 

Баронесса Соланж скучает - муж всё время в разъездах, в квартире остались только она и молодая служанка Алиса. Полуденный сон баронессы прерывают двое внезапных гостей. Один из них - франт и ловелас месье Финч, второй - слепой на один глаз аккордеонист Жан. Визит этой странной парочки мадам Соланж забудет нескоро.

Бесспорная классика французского порно, золотой стандарт и эталон, фильм этот вывел Жерара Кикоина в высшую лигу Adult Cinema. Кикоин, работавший монтажёром у Джесса Франко в его второй "французский период" (1973-1974), по всем статьям перещеголял испанского маэстро. Пока Франко потоком лепил dirty movies о женщинах за решёткой, его подмастерье снял камерную историю, далеко выходящую за рамки простого фильма для взрослых.

"Обучение Баронессы" странным образом перекликается с советским телехитом "Здравствуйте, я ваша тётя!", снятым двумя годами ранее. И там, и там - игра в ретро и кипение страстей в закрытом пространстве павильона. Элегантное синее платье с бахромой, одетое на Бриджит Лаэ, смотрится как французский ответ зеленой занавеске с плеча Александра Калягина.

Полосатый костюм месье Финча (Албан Сирей) бросает вызов шикарному пиджаку судьи Криггса (Армен Джигарханян). Служанка Алиса (Мод Кэролл) втихаря пьёт шампанское и дымит папиросами, совсем как невозмутимый Брассет (Валентин Гафт) - сигарой. Полуслепой Жан наяривает на аккордеоне мелодии café-chantant.

Кажется, ещё мгновение и кто-нибудь из французов отвлечётся от оргии и запоёт "Любовь и бедность навсегда меня поймали в сети" (лично я поставил бы на Мод Кэролл).

Ещё одна странная параллель - первертная трапеза, во время которой баронесса прислуживает за столом гостям и Алисе. Вспоминается рассказ Хармса про голую еврейскую девушку и молоко из чашки - разница лишь в том, что вместо молока используются французские деликатесы (режиссёр вовремя взял себя в руки и лютовать на манер пазолиниевского Salò не стал). В это же самое время муж баронессы вдали от дома занимается всякими непотребствами с брюнеткой-доминатрикс - там в ход идут морковь, огурцы, бананы и даже эклеры.

Если вывести за скобки два этих спорных эпизода, фильм у Кикоина получился на загляденье. Бриджит Лаэ и Мод Кэролл в винтажныж платьях и с аккуратными причёсками дают сто очков форы нынешним татуированным и силиконовым порностарс. Над головой у Лаэ уже отчётливо заметно сияние короны звезды №1 французской adult индустрии. И корона эта Бриджит совершенно не жмёт.

Другое дело Мод Кэролл. Мадемуазель Алиса так и осталась её высшим достижением, хотя девушка дважды снялась у декадента и певца вампирской любви Жана Роллена, да и с Кикоином ещё поработала. Порнокарьера Мод была довольно насыщенной, но краткой - она исчезла с радаров в начале восьмидесятых.

Кикоин придумал для фильма изящный финал. Обучение баронессы закончено, странные гости покидают дом. И тут вдруг оказывается, что вся эта история, вполне возможно, просто приснилась прикорнувшей после обеда мадам Соланж. А может, и не приснилась: в томных глазах Бриджит Лаэ застыл вопрос, который недавно озвучила другая "мадемуазель Алиса" - прекрасная хулиганка из города Санкт-Петербурга:

Дала, не дала? - не могу понять

Брала, не брала? Блядь или не блядь?

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

Выставка Удовольствий / La Vitrine du Plaisir / Tout Pour Jouir (1978)

Парижская журналистка Паскаль по заданию редакции делает большой материал про порноиндустрию. Девушка регулярно появляется на съёмочных площадках XXX-фильмов и берёт интервью у актёров и актрис взрослого кино. Бриджит Лаэ, Албан Сирей, Жак Гатто и другие делятся мыслями по поводу роли порнографии в современном мире под видеоряд своих лучших работ.

Второй раз Жерар Кикоин снял фильм, выходящий за рамки обычной порнографии. Странная полудокументальная картина даёт редкую возможность увидеть изнутри процесс создания порнофильмов. В кои-то веки можно заглянуть в тёмную подсобку, находящуюся позади светящейся неоновым светом порочной витрины удовольствий.

Кикоин беззлобно подтрунивает над зрителем - в начале фильма он показывает сцену оргии, которую рисует разыгравшееся воображение главной героини, перед тем, как она впервые переступит порог съёмочной площадки. Голые режиссёр, оператор и осветитель, похотливые гримёрши и девушка-"хлопушка", высасывающие из мужиков жизненные соки - в общем, народ к разврату готов.

На самом деле всё гораздо прозаичнее. Журналистка видит обычный рабочий процесс: гримёрши припудривают попы актрис, оператор настраивает фокус, мимо снуют осветители - все заняты своим делом. В перерывах между съёмками актёры отклеивают фальшивые усы, актрисы смывают грим, накидывают халаты и общаются с дотошной репортёршей Паскаль.

Где-то треть фильма занимают рабочие моменты съёмок Обучения Баронессы. Смотреть на то, как Бриджит Лаэ и Мод Кэролл выслушивают указания режиссёра и одновременно поддерживают в тонусе своих коллег-мужчин, довольно занятно. Бонусом идёт совместная девочковая сцена Бриджит и Мод, которая не вошла в окончательный вариант "Parties Fines".

Ещё один забавный момент - эпизод, в котором Албан Сирей по очереди дарит свою любовь обеим мадемуазелям, а его одноглазый коллега жгёт на аккордеоне, что твой Валерий Ковтун. В действительности музыку подложили позже, а во время съёмки Жак Гатто беззвучно растягивал меха инструмента. Слышны лишь стрёкот камеры, команды режиссёра и постанывания актрис.

Ближе к финалу на съёмочной площадке появляется кучерявый усач Доминик Авлин и фильм делает резкий шаг в сторону хардкора. Кстати, для немецкого рынка La Vitrine du Plaisire переименовали именно как Hard Core и германская версия длиннее французской аж на шесть минут. Боюсь даже представить, что такого надо было наснимать, чтобы это вырезали из порнофильма.

Переписку Энгельса с Каутским они там вслух читают, не иначе...

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

Хозяин холма Драгонард / Master of Dragonard Hill (1987)

Песня Mama Zuzu из репертуара ВИА "Запрещённые Барабанщики" на удивление точно описывает положение дел на острове Сент Джозеф. Пожилой губернатор острова - дядька в белом парике, с выбеленным лицом и мушкой на щеке - был злодейски заколот ножом в спину. Губернаторская дочка Арабелла - распутная блондинка с лицом Ольги Бузовой - назвала имя убийцы, это чернокожий раб Калабар.

На экстренном собрании городского совета и.о. губернатора становится капитан Шенкс. Первым делом новый губернатор заявляет, что пора бы уже разобраться с либеральной сволочью и навести порядок на вверенной ему территории. Простые граждане горячо поддерживают эту инициативу. Вскоре на главной площади острова засвистели нагайки, а все несогласные с новым порядком объявлены врагами родины и подрывными элементами.

Движение сопротивления кучкуется вокруг молодого помещика Ричарда Эбди. Он не поддерживает закручивание гаек, дружит с чёрным населением и догадывается, что с убийством губернатора всё не так просто. Конфликт двух мировоззрений неизбежен, вскоре в дверь усадьбы Эбди стучит вежливый сержант с бесцветными глазами и достаёт постановление об аресте и ордер на обыск.

Вдоволь наевшись хардкором, Жерар Кикоин постепенно дрейфовал в сторону массового кино. В 1984 году он начал сотрудничать с английским продюссером Гарри Аланом Тауэрсом, "Драгонард" - их третий совместный проект. И, положа руку на сердце, не самый удачный.

Денег на фильм Кикоин получил немного, пришлось обходиться молодыми смазливыми актёрами из сериалов (тут есть девушка, снимавшаяся аж в "Санта-Барбаре"). Молодежь вчистую запорола свои роли. Будто устроив конкурс, все они безбожно халтурят и переигрывают. Фильм вытягивают ветераны Оливер Рид, Эрта Китт и Херберт Лом. Рид хорош в роли вцепившегося мёртвой хваткой во власть тирана Шенкса. Джазовая певица Эрта Китт сыграла хозяйку борделя Наоми, а Херберт Лом - старого морского волка, у которого давние счёты с капитаном Шенксом.

"Драгонард" местами похож на индийский боевик, только без песен (для оживления действия Кикоин вполне мог бы вставить какой-нибудь музыкальный номер, раз уж в фильме снималась Эрта Китт, но почему-то этого не сделал). Все "наши" выглядят и ведут себя как пионеры-герои из советских детских книжек. Ну а все "фашисты" здесь такие гадские гады, что покойный Андрей Панин обзавидовался бы. Забавно, что на стороне светлых сил выступают хозяйка борделя, циничный усач-контрабандист и накачанный негр с томным взглядом, похожий на кузена фассбиндеровского Уайти. Такой вот карибско-французский постмодернизм.

Совершенно понятно, что против такой убойной команды реакционеры бессильны. Кульминация фильма - штурм голоштанными чёрными воинами крепости, где в темнице томится красавица-жена помещика Эбди. Сигналом к атаке становится ритуальный бой туземных тамтамов, а сама сцена штурма - неожиданный привет Михаилу Ромму и его "Ленину в Октябре". Только снято всё так, будто в режиссёрском кресле Ромма подменял итальянский трэш-маэстро Бруно Маттеи.

В финале супруги Эбди воссоединяются среди обломков старого мира, а городской совет единогласно голосует за мистера Эбди, нового губернатора (этот же совет совсем недавно так же единогласно избирал тирана Шенкса).

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

На Грани Безумия / Edge of Sanity (1989)

Доктор Джекилл изобрёл удивительное лекарство, которое произведёт переворот в медицине. Жизнь, как обычно, внесла свои коррективы и переворот случился с личностью самого Джекилла. После неудачного лабараторного эксперимента на свет появляется мистер Хайд - альтер эго доброго доктора Айболита.

Хайд тёмным ангелом смерти носится по злачным кварталам Лондона. Сверкает в ночи лезвие скальпеля, мостовые района Уайтчепел обильно "окроплены красненьким".

Энтони Перкинс знал, что неизлечимо болен СПИДом и превратил этот фильм в свой жуткий бенефис. Карьера его к тому времени неумолимо шла под откос. Далеко позади остались "Психоз" Альфреда Хичкока и "Процесс" Орсона Уэллса. В восьмидесятые изрядно потрёпанный жизнью "Норман Бейтс" давил сок из сухофруктов, снимаясь в "психозовских" сиквелах и подхалтуривая на телевидении.

Роль Джекила / Хайда наконец-то дала возможность показать все грани актёрского дарования Перкинса. Его перевоплощение в Хайда по-настоящему завораживает. Мертвенно-бледный цвет лица, подведённые чёрным глаза - временами создаётся впечатление, что на экране не просто маньяк-убийца, а тысячелетний вампир, питающийся кровью своих жертв.

Кстати, гонорар Энтони Перкинса за фильм составил 666 тысяч долларов. Как говорил по совершенно другому поводу телепроповедник и борец с мировым злом Дмитрий Киселёв: "Совпадение? Не думаю..."

Нужно сказать, что Перкинс просто подминает фильм под себя. Остальные актёры в большинстве своём известны по сериалам, играют они без провалов, но и особо не запоминаются. В небольшой роли хозяйки борделя мадам Флоры отметилась Джил Мелфорд - довольно известная актриса, в первой половине шестидесятых игравшая в таких фильмах, как "Слуга" Джозефа Лоузи и "Жарковато для июня" Ральфа Томаса.

Безусловно, это лучший фильм в режиссёрской карьере Жерара Кикоина. История Джекила и Хайда перемешана здесь с рассказом о Джеке-потрошителе. Бюджет опять был небольшим, поэтому викторианский Лондон снимали в Будапеште. Тем не менее, по картинке это самый "богатый" фильм Кикоина. Довольно часто режиссёр ссылается на итальянские готические хорроры Марио Бавы и фильмы студии Хаммер.

Небольшой прокол вышёл только с работницами секс-индустрии района Уайтчепел. Когда мистер Хайд попадает в салон мадам Флоры, все девушки там одеты очень уж по-современному, а белобрысый парень-сутенер вообще мог бы участвовать в конкурсе двойников Мартина Гора из Depeche Mode. Может быть, это какая-то хитрая режиссёрская задумка, кто знает?

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

Погребённые Заживо / Edgar Allan Poes Buried Alive (1990)

Молодая учительница устраивается на работу в закрытую школу для трудных девочек-подростков. Здание школы имеет дурную славу - раньше здесь была больница для сумасшедших. Теперь по гулким коридорам бродит убийца в маске и почти каждое утро одна из учениц бесследно исчезает.

Довольно быстро новую учительницу начинают мучить кошмары: за стенами слышаться стоны и вой, бледные руки жадно тянутся к ней из под земли, насекомые в любой момент могут облепить ноги, и даже унитаз таит в себе опасность. Вдобавок ко всему по зданию школы разгуливает чёрный кот, а Дональд Плезенс работает здесь кем-то вроде школьного психолога.

В целом, ситуацию в учебном заведении можно описать фразой А.Н. Баширова из х/ф "Даун Хаус": "Определённо, не всё в порядке. Может, заранее скорую вызвать?"

В 2005-м Дарио Ардженто снял фильм "Вам Нравится Хичкок?" / "Ti Piace Hitchcock?", который был викториной на знание фильмов сэра Альфреда. Жерар Кикоин обогнал Ардженто на 15 лет, "Погребённые Заживо" вполне могли бы называться "Вам Нравится Фульчи?".

Конец семидесятых-начало восьмидесятых стали золотым временем итальянских зомби-хорроров и французского порно. Именно тогда Лючио Фульчи и Жерар Кикоин вписывали свои имена в историю этих жанров. Понадобился десяток лет, прежде чем француз решил признаться в любви к творчеству итальянского маэстро.

Черный кот забежал в фильм Кикоина из фульчиевского Black Cat (1981) замуровывание в стену живьём имело место в Sette Note in Nero (1977), конфликты в женском коллективе и последующие убийства показаны в Murderock - Uccide a passo di danza (1984), ну а от классического периода 1979-1981 фильму месье Жерара досталось множество мясных подробностей. В чём-то Кикоин даже перещеголял Фульчи - в одной из сцен волосы школьницы наматываются на взбесившийся электроприбор и бедная девушка остаётся без скальпа.

Конечно, до мрачных глубин патологического кинематографа синьора Лючио фильм Кикоина не дотягивает, он ближе к кризисным картинам, снятым Фульчи после 1982 года. Продюссер Гарри Алан Тауэрс по традиции денег выделил немного, поэтому кастинг прошёл по накатанной схеме - несколько достойных актёров старой закалки и много молоденьких непритязательных старлеток.

За команду ветеранов на поле вышли: Роберт Вон (Великолепная Семёрка, 1960) и Дональд Плезенс (за свою сорокалетнюю карьеру где только не переигравший). Кстати, это не первый их совместный проект - в 1979 году Вон и Плезенс снялись в фильме "Удачи, мисс Викофф!" / Good Luck, miss Wyckoff!

Отдельно стоит упомянуть Джона Кэрредина, сыгравшего отца персонажа Роберта Вона. Эта роль стала последней в жизни легендарного актёра, начавшего свою карьеру ещё в тридцатые годы. Кэрредин появляется на экране буквально на минуту, но тем не менее его фамилия идёт в титрах фильма четвёртой.

Молодёжный состав тоже довольно интересен. Задиристую блондинку Дебби сыграла порноактриса Джинджер Линн Аллен. Любителям коллектива Metallica эта дама должна быть известна - она снялась в клипе на песню Turn the Page в роли немолодой стриптизёрши. Ниа Лонг (минитюрная школьница-негритянка) позже отметится в "Стигматах" (1999), а Арнольд Вослу (улыбчивый полицейский Кен) снимется в фильме "Мумия" (1999) - собственно, Мумию он и сыграет.

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *

"Погребённые Заживо" стали последним на сегодняшний день фильмом Жерара Кикоина. Прийдя в мейнстримный кинематограф, он долго запрягал, снимая эротические безделушки и карибские танцы с саблями. Талант Кикоина проявился лишь в самом конце его сотрудничества с Гарри Алланом Тауэрсом.

"На Грани Безумия" хорошо смотрится и без извинительных пояснений "ну надо же, порнушники тоже умеют кино делать". С "Погребёнными Заживо" ситуация немного сложнее, но в любом случае фильм может показаться интересным ценителям винтажного хоррора и экранизаций Эдгара Аллана По. Финальный кадр фильма - чёрный кот, лазающий среди развалин, и две руки, рвущиеся из под земли - являет собой грустную метафору. Кикоин ушёл из кино в 1990-м, а через год свой последний фильм снял Фульчи.

Жанры, в которых работали эти режиссёры, находились в кризисе и нуждались в основательной встряске. Новые времена не сулили мастерам прошлого ничего хорошего. Ни Кикоин, ни Фульчи не сумели выбраться из под развалин старого кино и приспособиться к новому. Оба они так и остались в вечном стоп-кадре пытаясь дотянуться до небес.

Сейчас Жерару Кикоину уже за семьдесят. Он завязал с кино и лишь изредка принимает участие в документальных фильмах, посвящённых золотым временам французского adult cinema. Теперь семейное дело продолжает его дочь, Эльза Кикоин. Решив, что порнографии с семьи Кикоинов достаточно, девушка выбрала мейнстримное кино. Она достаточно много снимается во французских сериалах, что до полнометражного кино, то самый известный фильм с участием Эльзы Кикоин - "Видок" (2001).

Доктор Уильям С. Верховцев

напишикомментарий