18

февраля

ВОЗРОЖДЕНИЕ АРТ-ХАУСА

Сценарист и режиссёр Елена Кутинова родилась в Одессе, закончила филфак ОГУ, и больше десяти лет работала журналистом во всевозможных одесских, а также киевских СМИ. На сегодняшний день Елена вместе с соавтором, оператором-постановщиком и режиссером Артуром Садовниковым, снимает арт-хаус кино, продолжая традиции ушедших мастеров прошлого, реабилитируя Одессу, как город киноиндустрии.

 

 

Кто твои родители по профессии?

Мама – медик. Папа – советский предприниматель из сферы производства и ремонта мебели.

 

Какой кинофильм произвел на тебя неизгладимое впечатление? Кого можешь назвать любимым режиссёром?

Фильм – «Собачье сердце». Но Бортко не любимый режиссер. Хотя бы потому, что большинство раскадровок и визуальных ходов он «содрал» из итальянской, более ранней экранизации повести Булгакова. Очень много хороших режиссеров. Вообще большое кино настолько коллективное занятие и настолько синтетическое искусство, что я бы не стала приписывать успех фильма одному человеку, хоть и режиссеру. В успехе обычно «виновата» вся съемочная группа.

 

Как ты пришла в кинематограф? Я знаю, что ты, закончив филфак, работала журналистом. Как у тебя произошёл переход к другой деятельности?

Из журналистики я плавно перешла в рекламу. Технически в украинской реальности профессии копирайтера и журналиста не сильно отличаются, хотя в учебниках, конечно, написано по-другому.

Я работала в рекламных агентствах Киева и Одессы. Плотно познакомилась с рекламными технологиями и профессиями. Пришлось даже освоить психологию продаж. Работа в больших корпорациях форматирует личность. Приучает трудиться в жестких рамках, учитывая множество факторов, главное – не потерять профессиональные навыки и творческие силы, научившись дрессировать музу.

Надоело, что в условиях постоянного экономического хаоса агентства, в которых ты работаешь, закрываются, разоряются, перекупаются. В результате постоянно приходится искать новую работу в новой корпорации, которая со временем опять закрывается... Устав от такого положения, во время экономического кризиса в 2007 году, мы с Артуром Садовниковым решили стать фриланс-командой, выполняющей все основные функции рекламного агентства. Постепенно мы сосредоточились только на видео-услугах.

Уже двенадцать лет мы занимаемся производством видео любых жанров на заказ. Клипы, фильмы, телепередачи, ролики, концерты и всё, что угодно в формате видео мы изготавливаем с помощью собственной техники, которую наработали со временем. Филологическое образование и копирайтинг очень пригодились для навыков написания сценариев и рекламных материалов. Работать самостоятельно, быть таким маленьким, но стойким корабликом в окружении громадных бригантин и подводных лодок большого рекламного и телевизионного бизнеса – это очень увлекательно. Море трудностей и рисков. Но мы пережили многих конкурирующих гигантов, которые подобно Титанику оглушительно тонули в штормах большой политики и кризисах большого бизнеса. Секрет в том, что мы с каждым клиентом строим простые человеческие отношения, а не государственные или корпоративные. И, конечно, делаем очень качественную работу. Вместо субординации – профессионализм.

 

Как возникла идея снимать кино? Это ведь достаточно сложный процесс, кроме того, и энерго и финансово затратный.

В кинематограф мы только пытаемся идти. И ума не приложу, как туда прорваться, в этот украинский новорожденный, недоступный кинематограф. Раньше его вообще не было. Он появился всего года три-четыре назад. Государство начало выделять деньги на кино, избавившись от российского контента. И появился украинский прокат.

 

 

Расскажи, как ты создавала свой первый фильм. С какими трудностями сталкиваются начинающие кинематографисты?

Для того, чтобы делать какие-то шаги в это большое кино, нужно иметь в портфолио хотя-бы готовые короткометражки. Снимать их приходится своими силами и средствами. Поэтому получается долго, мучительно и дорого для простого человека. Первый фильм, который мы решились снимать таким образом – арт-хаус комедия «Цирк на дроте». Это фильм по мотивам реальных историй из жизни нашего друга – артиста оригинального жанра, факира Евгения Антонова, который и сыграл главную роль в фильме. Фильм повествует о закулисье провинциального шоу-бизнеса, который в Одессе сводится в основном к корпоративам, утренникам и другим частным мероприятиям. В центре сюжета – корпоративная вечеринка, на которой работают артисты. Это такая себе социальная сатира в стиле мокументари.

Мы снимали фильм хронометражем 27 минут в течение двух лет. В середине съёмочного процесса умер гениальный актер-самородок Алекса Лиштаба и наш сюжет рассыпался, поскольку его роль была ключевой. Пришлось так переписать сценарий, чтобы персонажа Лёши не вырезать. Из полнометражного фильма решили сделать короткометражный. Потом наш главный герой Евгений Антонов повредил на работе позвоночник, и лежал без движения три месяца. Ждали, пока выздоровеет. К счастью, всё закончилось хорошо, начали снимать, но пришлось долго ждать героиню Мальвину Загребневу, которая является хореографом, и постоянно со своим детским коллективом занята на гастролях и репетициях. Ресторан «Кактус», который согласился нам выделить зал для съемок, тоже выделял нам время в очень ограниченном количестве, когда зал не был занят банкетами.

В этом фильме пришлось делать всё своими руками – снимать, режиссировать, организовывать, готовить реквизитный банкет – съедобный, кстати. В итоге – сняли. Съёмочная группа состояла всего из двух человек – меня и Артура Садовникова, который был оператором, монтажером и режиссёром фильма, а также – соавтором. Я писала сценарий, режиссировала, занималась организацией кинопроизводства и т.д. У нас снималось более 40 актеров. Профессиональных киноактеров было всего несколько человек, остальные – добровольцы, просто наши друзья разных профессий. В главных ролях у нас снимались профессиональные артисты, много лет работающие на разных сценах. Из киноактеров у нас снимались Нерсес Мирзоян, он вообще клоун, мим, режиссер театра, и Толик Головань – киноактер и конферансье.

Большинство участников играли в этом фильме самих себя. Роль фотографа Павла Глебова сыграл дизайнер Глеб Павлов. Роль оператора Вениамина – известный одесский оператор и арт-хаус режиссер Сергей Коняхин. Их жены – Любовь Цывлина и Лариса Коняхина – играли роли начальниц отделов фирмы «UEBI», которая по сценарию организовала корпоративную вечеринку. Известный журналист Дмитрий Бакаев разоблачал коррупционеров с экрана телевизора, как он это и делает в жизни. В настоящий момент фильм уже отметили на семи международных фестивалях. На фестивале в Мариуполе «Кино и ты» он получил награду «Лучшая гротескная комедия».

 

 

Документальное кино, если говорить о ресурсах, снимать легче. Только что закончен документальный фильм «Бхуми» о приюте для коров, который я сняла и смонтировала сама. Приют находится в селе Безводное Николаевской области. Мне помогала актриса и журналистка Лариса Коняхина, которая выступила одной из героинь фильма. Потрясающее семейство энтузиастов взяло на себя миссию спасения и защиты коров. Основатель приюта – Олег Манилюк.

Величественные животные разнообразных пород и мастей попадают сюда при совершенно разных обстоятельствах. Многих выкупают по дороге на бойню на пожертвования, которые приходят от разных сочувствующих.

Документальный фильм «Паутина: история об одесском ленд-арте из первых уст» мы сняли вдвоём с Артуром Садовниковым. Этот фильм отмечен на трёх международных фестивалях. Он рассказывает о многолетнем арт-проекте «Паутина». Его автор - художник Сергей Лиховид – организатор выставок инсталляций на воде.

Также мы с Артуром Садовниковым сняли два детских короткометражных фильма. «Олег» – экранизация одноименной сказки Сергея Бакуменко, уже завоевал 5 фестивальных наград. В том числе, на юбилейном V Международном Детском Кинофестивале "NEXT" 2018 кинофильм «Олег» был отмечен наградой «Лучший фильм. За креативность сюжета».

И сейчас на стадии озвучивания находится детский короткометражный фильм «Королевишна» – сатирическая комедия о комплексе власти. Попытка переосмыслить мировую историю с точки зрения детской игры. Украинская премьера нашего детского короткометражного фильма "Олег" оказалась победоносной! "Олег" выиграл как "Лучший фильм" в номинации "Креативность сюжета" на юбилейном V Международном Детском Кинофестивале "NEXT" 2018.

 

 

Чем для тебя является арт-хаус?

Понятие арт-хаус хоть и обросло сейчас разными смыслами, буквально значит «домашнее искусство». То есть, грубо говоря, искусство на деньги авторов. Свобода самовыражения в таком кино ограничена ресурсами. Художественная свобода в большом коммерческом кино ограничена коммерческими интересами инвесторов и продюсеров.

 

Как считаешь, по каким критериям можно определить хорошее кино?

Если уже определять, то лучше по классическим профессиональным критериям. Но если говорить о субъективном восприятии, я особенно ценю фильмы, которые вдохновляют меня на собственное творчество. А это сложно подвести под однозначные критерии. Ну и лично меня всегда подкупает самобытность.

 

Какова сейчас ситуации в киноиндустрии в Одессе, и в стране в частности?

Киноидустрия начала существовать, заработал локальный прокат, Госкино стало финансировать проекты. За всю историю украинского кино – это мега-прорыв. По крайней мере, мне так кажется.

 

 

Как считаешь, Одесская киностудия сможет снова функционировать и что для этого необходимо сделать?

Сейчас у киностудии вроде бы грамотный, адекватный директор. Несмотря на всякие общественные протесты против передачи Киностудии в частные руки, мне кажется это единственный выход для её плодотворной работы. В последние 20 лет она представляет собой обширную территорию с обветшавшими помещениями, склад реквизита и истлевших костюмов, пакет документов каких-то со счетами и прочими юридическими заморочками. По большому счету, кроме павильонов и, наверное, специалистов, которые там еще работают, ничего для съемки современного кино там нет. Старинная техника, которую не успели распродать в 90-х, годится только для музея. Поэтому музей там как раз и открыли. Ореол легендарности советского кинопроизводства как раз и работает на туристов, которые ходят туда на экскурсии. А кино можно снимать сейчас в любом месте, была бы техника и другие ресурсы.

 

Я знаю, что ты пробуешь себя в литературе. В каком жанре предпочитаешь писать?

Литературу особо некуда девать. Книгоиздание слабо работает, как бизнес. У меня в столе какие-то вещи. Жанр – наверное, юмористическая проза. Но я пока не знаю, что с этим делать. В основном вся литература – в сценариях. Сценарии я пишу чаще, в них есть необходимость.

 

Какие планы на будущее?

Прорваться в украинскую киноиндустрию в качестве и сценариста, и кинопроизводителя.

 

Из последних новостей о судьбе кинофильмов в соцсети FB:

“Наши фильмы оценили в Болливуде! Три фильма "Олег", "Цирк на дроте" и "ПАУТИНА: история об одесском ленд-арте из первых уст" отобраны для участия в международном кинофестивале Dadasaheb Phalke International Film Festival, который будет проходить в Мумбаи – сердце индийской киноиндустрии. Фестиваль проводится в честь отца индийского кино Дадасахеба Пхальке”. 

 

Фильмография Елены:

Детский короткометражный фильм "КОРОЛЕВИШНА"

Документальный фильм "БХУМИ"

Документальный фильм "ПАУТИНА: история об одесском ленд-арте из первых уст"

Короткометражная комедия "Цирк на дроте"

Детский короткометражный фильм "Олег"

 

Анна Литман

напишикомментарий