13

декабря

Немного о мультикультурализме и Одещине

Одесса гордится своим мультикультурализмом, почти в каждой семье вам начинают рассказывать о трёх, чаще 4-х разнонациональных составных. Более того, в Одессе работает Историко-краеведческий музей, с содержанием которого я, к своему стыду, так и не познакомилась. А тут представился случай: открытие выставки Светланы Крыжевской «Мандруючи Одещиною». Выхожу я из дому (на выставку), а на меня из-за угла набрасывается бульдог. НАСТОЯЩИЙ БУЛЬДОГ, огромный такой, которого БЕЗ поводка выгуливает араб. Он начинает на него на своём орать… Отдышалась, извинила, зашла, извините, в булочную. Выхожу и наблюдаю как человек стоит и наблюдает за любопытным персонажем.

Это небольшого росточка, тоненький персонаж в отменного качества, верблюжьем коротком пальто, белые гетры, красные, классные ботинки, - явно японец. Я тоже немного на него поглазела и иду себе. А он остановился, заглядывает в дыру в тротуаре, а затем, обращаясь ко мне на хорошем английском, предупреждает об опасности…

В Музее же открытие идёт уже полным ходом. Полотна Светланы Крыжевской развешаны посреди коллекции украинского народного творчества. Более того, эти экспонаты предоставлены автором, они являются семейными реликвиями: рушники, килими, сорочки, всё, естественно, ручной работы. А я это понимаю (знаю, что ещё Володя Уманенко понимает, может ещё кто), но не из молодого поколения.

Сама живопись художницы являет Одещину действительно с краеведческой точки зрения, или, уточняя, пейзажи разнообразные. Обычно подобные «родные уголки» у меня как представителя мёртвой нации (экс балтийских немцев) вызывает обострение чувства сродни зависти: «Повезло же людям иметь и сохранить память о родном уголке».

Отогнав его, я с удовольствием разглядывала образцы: тонкая работа. Есть на что посмотреть. Да и полотна содержат трепетное отношение автора к объектам «колишніх козацьких урочищ», сёлам в их первозданности. Художница способна ещё и рассказывать о них.

Тут я оглянулась и обнаружила гагаузские предметы быта, молдавские, сочные еврейские и, набравшись храбрости, спросила про немецкие (ну, знаете ли Folksdeutsche - фольксдойче). Были образцы и фольксдойче!

Нет, это – и впрямь музей, Краеведческий, мне стали демонстрировать керамику, «обладнання» всевозможные, старые фотографии, графические листы с зарисовками, тоже старинными. Было любопытно и ПОЗНАВАТЕЛЬНО. А я ещё раз устыдилась, что впервые туда попала. За что спасибо Светлане Крыжевской и «Книгарне-кав’ярне».

Ута Кильтер

напишикомментарий