21

ноября

«2020. #Безлюдная страна» (2017 | 70 мин | Реж. Корней Грицюк)

Утопия VS реальность. Существует ли украинская идентичность? А украинская мечта? Нормально ли, что украинцы разбежались по Миру? Что такого случилось в стране, раз жители покинули ее? Ответы на эти и другие вопросы ищет режиссер фильма.

Мировая премьера фильма состоялась 8 ноября на международном фестивале в Котбусе в рамках программы Close up UA, посвященной новому украинскому кино пост-Евромайдановской эпохи. Фестиваль Восточно-Европейского кино в Котбусе проходит с 1991 года и является вторым по значимости в Германии (после Берлинале). По версии «Variety» — ведущего американского еженедельника о шоу-бизнесе — это один из лучших фестивалей мира.

В ближайший четверг фильм выходит в ограниченный прокат. Одесситы смогут ознакомиться с ним в течение 4 дней в кинозалах сети «Планета кино».

Зрителей ждет увлекательное авторское кино — Корней Грицюк является режиссером, автором сценария, монтажером и со-продюсером. Кроме того, «2020. #Безлюдная страна» это образец редчайшего в наших широтах жанра мокьюментари (англ. mockumentary, от to mock — «подделывать») — псевдодокументалистика с элементами фальсификации и мистификации. К сожалению, даже ваши знакомые синефилы не сразу вспомнят образцы жанра в мировой практике (кроме нашумевшего в 1999 году эталона жанра — «Ведьма из Блэр»). А уж в национальном кинематографе они и вовсе не встречаются, если не считать расследования-перформанса художника Федора Александровича на полусекретном загоризонтном радиолокационном объекте «Дуга» в американско-британско-украинской ко-продукции «Русский дятел» Чеда Грасии.

В начале ленты голос за кадром сообщает на английском с заметным акцентом, что он и есть автор — канадский режиссер украинского происхождения Мэтью Смэглюк (выдуманный, прим. «ТАКОЙ») — снимал документалки в Америке, Европе и Африке, получал за них награды и отзывы в СМИ. И тут же признает, что он все же не Вернер Херцог.

Безлюдные интерьеры и открытая городская натура под закадровый комментарий Смэглюка повествуют — с открытием границ Украина полностью опустела всего за неделю, и никто даже не успел понять, как это произошло. Эдакая Припять в масштабах всей территории государства, добровольная эвакуация от последствий «Чернобыльской катастрофы головного мозга». Доллар в 2020 по версии автора фильма будет оцениваться в 120 гривен.

В компании своего друга оператора канадский режиссер отправляется в Украину, которую видел только в бабушкином телевизоре, и встречается с «выжившими», пытаясь разобраться, что случилось с самой большой страной Европы. Респондентами выступили самые разные украинцы. Модель из Львова, которая мечтала всю жизнь об участии в конкурсе красоты Мисс Мира, и получила шанс представить родную страну лишь потому, что никто больше не подал заявок в Лондон. Политолог и сотрудник департамента миграции ООН, периодически консультирующий автора на протяжении всего хронометража. Президент Украины Тарас Войтенко (ненастоящий, прим. — «ТАКОЙ»), выбранный в 2018 году и осознавший, что может войти в историю в роли последнего правителя. Инженер-роботехник, получивший безграничные возможности для своей деятельности (все ученые США и Японии завидуют ему из-за секретности своих разработок, которым могут помешать протесты живых людей). Пенсионер, бывший доктор научно-исследовательского института. Боевик сепаратистского батальона «Сомали» (ненастоящий, прим. — «ТАКОЙ»), изрекающий не без сожаления: «Да ну? Как это их тут не осталось? Палюбасу еще дохерища их!». Китайский исследователь, направленный Партией в Украину для помощи своим согражданам и изучения проклятий и злых духов. Заслуженный бухгалтер, ведущая учет всего покинутого имущества «в компьютере по папкам». Пара влюбленных, которые к своему удовольствию заключили, что все вокруг теперь принадлежит только им, да и оклад айтишника продолжает «капать» из США на PayPal-счет. Пронырливый предприниматель, буквально заграбаставший в свои руки бездушные области — Винницкую, Хмельницкую и Черкасскую.

Тема «заробитчан» в украинском кино все еще считается новой, несмотря на уверенные попытки изучения фильммейкерами судеб соотечественников, вынужденных искать деньги на прокорм за рубежом. В памяти всплывает полнометражная «Истальгия» (2012) Дарьи Онищенко — еще одна продюсерская работа Анны Паленчук и «435 Films». Не забыта и одна из короткометражек из альманаха «Україно, goodbye!» (2012) — плод трудов кинодистрибьютора «Артхаус Трафік» и его бессменного лидера Дениса Иванова. И, разумеется, прогремевший полный метр «Гнездо горлицы» (2016) Тараса Ткаченко (обладатель премии Золотой дюк VII Одесского МКФ за Лучший украинский фильм) и его телеверсия.

27-летний уроженец Донецка Корней Грицюк не получал кинематографического образования. Начинал работу сценаристом на телевидении, затем сотрудничал с режиссером Александром Шапиро в качестве монтажера на трех проектах. К своему полнометражному дебюту Грицюк приступил в 2016 году. Съемки прошли почти без бюджета (не считая обязательных трат на пост-продакшн), а немногочисленная команда из знакомых телевизионщиков и 11 актеров работала без гонораров. Национальный прокат пройдет при поддержке компании «86Prokat».

Продюсер проекта Анна Паленчук основала компанию «435 Films» в 2009 году, но активно занимается кинопроизводством с середины «нулевых». В 2018 году «435 Films» прославились, во-первых, историей о социальном лифте маленького провинциального человека в столичных реалиях Киева «Герой моего времени» одесситки Тони Ноябревой (которая получила Золотой дюк IX Одесского МКФ за Лучшую режиссуру), а во-вторых, поистине сенсационным заявлением о начале работы над полнометражным фильмом по пьесе Олега Сенцова на питчинге кинопроектов в рамках профессиональной секции кинофестиваля. В подтверждение своих самых серьезных намерений Паленчук читала со сцены свежее письмо Сенцова, которое он направил ей в июле из колонии в РФ прямо во время голодовки. Кстати, премьера спектакля по пьесе «Числа» Олега Сенцова вот-вот состоится 7 декабря в киевском Центре независимого театра «Сцена 6» на Васильковской (в помещении Довженко-Центра). И когда Олег вернется домой, хотелось бы, чтобы тут его ждали десятки миллионов соотечественников.

Лев Райзман

напишикомментарий