22

декабря

Антикус Советикус

Не понимаю, к чему все эти споры о том, сколько лет Одессе. Двести с хвостиком или шестьсот? О чем вы говорите вообще? Одесса – город античный. Здесь все женщины – Венеры.

Когда выходят из возраста гетер, отправляются в Музей западного и восточного искусства: вчера тут вновь торжественно открылся отдел античного искусства.

Почему, ну почему в этом городе так любят торжественные речи? Без них не обходятся даже открытия в МСИО, что уж говорить о зале античности.

Бог миловал, из-за предновогодних «пробок» на дорогах я опоздала на открытие как раз минут на сорок, и докладчики уже успели сделать доклады «коротенько так» - помните, как в старом советском кино.

Вот кстати, отчего у меня всегда возникают «советские» ассоциации в одесских музеях? Вопрос вовсе не риторический. Я могу на него ответить - из-за бабушек.

Бабушки – мед моей жизни. Особенно, когда они делают селфи с Венерой или пристально разглядывают античные гениталии. Должна же быть и в старости какая-то радость. Тем более, если коротать жизнь в Одессе.

Да, одесские музеи идеальны для бабушек. Для них ведь не так много развлечений в нашем городе. А здесь тепло и уютно, иногда на открытиях угощают вином и печеньками. А на вчерашнем открытии было людно и зрелищно, и тетеньки с официальными голосами и лицами наверняка рассказывали много нового и интересного.

К тому же, был и сам пан Бумбурас, чей фонд и дал наконец-то музею денег на восстановление экспозиции, которую десять лет до этого томили в том же музейном зале словно на складе.

Впрочем, в те времена доступ к античным телам имели избранные одесские художники, и однажды мне довелось присутствовать на дне рождения одного одиозного выходца из Сербии, устроившего богемную попойку как раз посреди всего этого удаленного от посторонних глаз скопления скульптурных групп.

Но, что характерно, ни тогда, ни сейчас в шедеврах периода высокой классики в одесском музее почему-то не чувствуешь дыханье вечности. Вот условный запашок нафталина – да, присутствует, несмотря на все проведенные ремонтные и реставрационные работы.

Возможно, тому причиной скученность - словно на одесском пляже, - гипсовых фигур. Ведь шедевры – гипсовые слепки с прославленных скульптур. И, к слову, реставраторы могли бы качественнее зашлифовать стыки на гипсовых животах и прочие «точки сборки». Возможно, им дали мало денег? Но это я ерничаю, конечно. Вот стены же вышли отлично: настоящая терракота, евростандарт.

И да, главное, что все нравится бабушкам. Одна из них, проходя мимо меня, сказала сакраментальное: «Это же копии, которые уже стали оригиналами!» Такая вот, очень жизненная, теория симулякров.

Впрочем, есть еще вазы, гидрии, амфоры и прочие канфары. Они – истинные, как написали бы в одесском рекламном проспекте, вздумай музей рекламировать отдел антики на международной арене. Но зачем?  Самые благодарные зрители одесских музеев – это бабушки. И именно для них надо сохранять Антикус Советикус - уникальное явление, которое не встретишь во всех этих ваших пергамских музеях.  

Лариса Осипенко

напишикомментарий