01

июня

Азиатские фильмы ужасов: "Наращивание волос", "Исцеление", "Муой: легенда о портрете"

НАРАЩИВАНИЕ ВОЛОС / EKUSUTE (2007)

Режиссер: Сион Соно

В ролях: Тиаки Курияма, Мэгуми Сато, Цугуми

Этот фильм очень часто встречается во всевозможных топах лучших азиатских ужастиков. Но меня лично откровенное обозначение "комедия/ужасы", да и название фильма и его постер, несколько отталкивало. Но все же добрался до него. И, прямо скажу, не пожалел. Здесь действительно много стеба и юмора (особенно благодаря откровенно комичному главному злодею), но все же эта "комедия" пострашнее многих откровенных ужасов будет.

Да, главный отрицательный персонаж забавный, тема бесконечно растущих и заполняющих все пространство волос сама по себе абсурдна. Но фильм сделан настолько гармонично, а все элементы (во главе с хоррором, конечно) собраны настолько удачно, что кино смотрится на одном дыхании, с большим интересом и просто с удовольствием.

Это не шедевр, далеко не самое серьезное кино про месть или какие-то философские глубины (хотя, некоторые темы вполне себе глубинные). Это действительно несколько поверхностный, но при этом очень хороший фильм. С точки зрения ужасов здесь есть определенные жутковатые моменты, но главное все это крайне захватывающе.

Название фильма говорит само за себя. Тема волос, вообще, особенная для азиатских ужасов, и регулярно всплывает практически через фильм. Волосам целиком посвящен и фильм "Парик", например. Но здесь волосы - это все. Волосы прут буквально из всех щелей: из глаз и ушей, из носа и из-под ногтей, ну и, конечно, из головы - головы мертвой девушки. Короче, японцы оторвались по полной, намешав много шизы, оригинальности, клише и банальщины и вообще всего-всего.

Судя по всему, режиссер Сион Соно проходных фильмов не делает. Сразу вспоминается мозговыносящий и подрывающий психику "Странный цирк". Здесь все тоже странно и тоже очень сильно.

 

ИСЦЕЛЕНИЕ / CURE (1997)

Режиссер: Киеси Куросава

В ролях: Кодзи Якусё, Масато Хагивара, Цуёси Удзики

Японский "Звонок" 1998-го года стал переломным моментов в восточном кинематографе, особенно жанра хоррор. Поэтому невольно делишь период до и после "Звонка". Это 1997-й год, так что можно сказать, это уже практически ретро. Но только с точки зрения времени - в художественном смысле "Исцеление" никак не выглядит морально устаревшим.

Киеси Курасава (не родственник) - режиссер знатный, но "Исцеление" в его фильмографии - фильм особенный.

Динамика этого кинематографического произведения очень неспешная, а атмосфера настолько мрачная, что при просмотре создается поистине жуткое и давящее ощущение. Впрочем, мрачность достигается, кажется, всеми возможными средствами. При этом жанровая смесь здесь выглядит абсолютно контрастно: мистика, триллер, детектив, ужасы, драма и будто даже философская притча. Но жанр - не главное здесь. Это выше такой мелочи, как жанр. Главное - тот язык повествования, множество незримых фишек, которые цепляют и держат в напряжении по полной программе. Полное отсутствие взрывных, резких моментов - и повествование, и последовательность кадров идет очень последовательно, плавно, не отвлекая зрителя всякой неожиданной бу-фигней или резкими сюжетными поворотами. Здесь пугает повседневная, на первый взгляд, рутинная жуть. Тут даже нет особого саспенса, который часто используется в ужасах.

Сюжет словно гипнотизирует и затягивается как это делает отрицательный персонаж со своими жертвами. Собственно, фильм о внутренней борьбе добра со злом. В роли зла - обычный, простой чувак крайне чудаковатый наружности. По началу он кажется просто пришибленным чудаком и вызывает скорее улыбку, хотя, конечно, неладное в нем очевидно прослеживается сразу. Постепенно его назойливое "кто ты?" превращается словно в проклятую мантру. Полицейские, с другой стороны, это зло пытаются побороть. Но равны ли силы? Впрочем, охота за посланником темной стороны - не главное здесь. Один из ключевых моментов - вопрос: почему люди убивают? Один из героев фильма считает, что человек, считающий убийство смертным грехом, ни в каком состоянии не совершит убийство. И это кажется совершенно очевидным. Но люди продолжают убивать вновь и вновь. Убивать своих близких. Убивать под гипнозом. А темная личность продолжает вершить свое темное дело. Исцеление? Да какое уж тут исцеление.

Этот фильм не пытается навязать моральные устои, но самыми изысканными художественными и техническими средствами показывает покушения на жизненные устои, на человеческую жизнь, на самое светлое.

Это серьезный и взрослый фильм первоклассного уровня. Он сильно бабахает по башке и оставляем реально тягостное, но очень сильное впечатление. Безупречный фильм. Очень сильно.

 

МУОЙ: ЛЕГЕНДА О ПОРТРЕТЕ / MUOI (2007)

Режиссер: Ким Тхэ-гён

В ролях: Ан Тху, Чха Е-рён, Ан Хонг

Как говорят специалисты по азиатскому кино, этот фильм - едва ли не первое сотрудничество корейского и вьетнамского кинематографа. И это очень интересно: с одной стороны здесь развитая и богатая киноиндустрия, с другой - откровенно бедная. Неудивительно, что корейцы доминируют, и в целом фильм характерен для этой страны, но все же некий колорит Вьетнама здесь определенно присутствует, в основном за счет характеров персонажей.

Но в остальном, это довольно избитая для восточного кино работа. Хотя тема с портретом кажется и не столь уж изъезженной. Но здесь очень много клише - начиная от черноволосого призрака и заканчивая темой проклятья и мести. Но наличие клише, в принципе, не является ключевым показателем. По крайней мере, если все сделано качественно и смотрится с интересом. А уровень этой работы вполне достойный: все сделано четко, грамотно и вызывает интерес при просмотре. Нельзя сказать, что это супер яркий образец хоррора, но вполне приличный.

Одна из главных тем здесь - предательство и последствия. Поверх этого нанизываются призраки, месть, чертовщина и всякая жуть. Находиться в состоянии страха во время просмотра особо не приходится, но смотрится не без удовольствия.

Сергей Косик

напишикомментарий