06

ноября

ЧЕТЫРЕ УГЛА ОДНОГО «КВАДРАТА»

Победить в Каннах – это круто. Семидесятый фестиваль на Лазурном берегу увенчал пальмовой веткой фильм шведа Рубена Эстлунда «Квадрат». Фильм прошел и на ОМКФ с большим аншлагом.

Само название, конечно, отсылает нас к «Черному квадрату» Малевича. Фильм снимался через 101 год после первой демонстрации иконы супрематизма. Всего, кстати, Малевич написал их четыре, так что – остерегайтесь подделок!

Первый угол – современное искусство. Начинается все с того, что сносят старую конную статую и на ее месте воздвигают инсталляцию «Квадрат». Между прочим, министром культуры Швеции еще совсем недавно, была Лена Адельсон Лильерот – реальная современная художница, проводившая разные странные инсталляции. Она, например, привезла из США настоящего американского полицейского и поселила его в шведской глубинке. Или съела торт, испеченный в виде целого африканца. Так что реалии фильма выдуманы лишь отчасти. Эстлунд, с одной стороны, издевается над всем этим – над кучками, занимающими целый зал и всем прочим. Но, с другой стороны, ясно, что другого не будет. И снова на очередное открытие придет бомонд, чтобы пожрать икры и выпить шампанского.

 

Угол второй – штампы современной Европы: мальчик-палестинец, который полфильма нагло требует перед ним извиняться; бомжиха, которая не ест лук и это ее главный принцип в жизни; ну и секс с американкой, окончившийся перетягиванием презерватива.

 

Угол третий – это, отчасти, вставной номер с «человеком-обезьяной». Можно вспомнить, конечно, и Бельмондо в «Чудовище». Но эта смесь Олега Кулика с Путиным в какой-то момент начинает реально пугать. Олег Кулик, ныне вполне добропорядочный галерист, много лет терроризировал обывателей Европы в образе «человека-собаки», кусая их и облаивая в самых неожиданных местах. Я как-то смотрел один незамысловатый австрийский сериал про Венскую оперу. Так вот, Кулик был там такой неотъемлемой частью подземного перехода, что просто попадал несколько раз в кадр на заднем плане (и, думаю, мешал съемкам), но куда ж его денешь.

 

Угол четвертый – просто профессиональный. Оператор Фредрик Венцель сработал на «пять с плюсом». Ну и датский актер – Клас Банг. Великолепная роль. Он снимался крайне мало (что вы хотите, Дания – не самая киношная страна), но потенциал чувствуется огромный. Что-то мне подсказывает, что мы его еще увидим в голливудских блокбастерах. А режиссер еще очень молод и, думаю, что он еще не раз заявит о себе. Остается только следить за его новыми работами. Такие дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алексей Овчинников

напишикомментарий