15

мая

Что такое соул-джаз

Что такое соул-джаз? Многие, особенно в наших широтах, убеждены, что это музыка где-то в духе Джорджа Бенсона, когда он запел, т.е. переплетение красивых соул-мелодий, с джазовыми гармониями, которые играются уважаемыми джазовыми музыкантами (похожие примеры - Grover Washington, David Sanborn или, например, помоложе - Gregory Porter:)). Это не так. Это, скорее, Джордж Бенсон времен сотрудничества с Jack McDuff, Lou Donaldson и Lonnie Smith. Соул-джаз – это музыкальное течение, которое сформировалось в США в конце 50-х годов, достигло своего апогея в 60-х, и постепенно растворилось в других жанрах (но не исчезло полностью) в 70-х.

Соул-джаз появился в 50-х годах в результате смешения и пересечения нескольких стилей – hard bop, blues, rhythm and blues и госпел музыки. От хард-бопа он взял более сложные (по сравнению с блюзом) гармонии и структуры, от блюза - цепкие, основанные на рифе или простом мотиве мелодии. А вот от госпела – тот самый «соул», все вот это funky, в том смысле, как это слово использовалось в то время, до появления фанка, как самостоятельного музыкального течения (ритм и пульсация, которые, если не заставляют вас плясать, то, как минимум, ритмично трясти головой). 
В составе классической группы соул-джаза, в подавляющем большинстве случаев, есть: электроорган, барабаны, тенор или альт саксофон, электрогитара и эпизодически бас (чаще басовую партию ведет органист). Это инструментальная музыка, вокал чаще всего используется как специя и шутка. В качестве вишенки на торте иногда на записи и концертах использовали бонги. Очень часто это был мастер Ray Baretto.

На мой взгляд, началось все с электроорганистов Bill Dogget, Wild Bill Davis, Milt Buckner и Doc Bagby. гитаристов Floyd Smith, Bill Jennings, Billy Butler, Mickey Baker и саксофонистов Tab Smith, Earl Bostic. Позже это движение развилось и в 60-е эти группы стали появляться как грибы после дождя - ведь эту музыку можно не только слушать, под нее можно плясать всю ночь напролет (тут тебе и свинг, и баллада, и настоящий блюз).

А вот одна из редких возможностей наблюдать живое выступление Bill Dogget. Примечательно тем, что в этом концерте Билл использует расширенную духовую секцию и в качестве гитариста с ним играет культовый Floyd Smith:

В 60-х самыми популярными, востребованными (некоторые выпускали по два-три альбома в год) и двигающими эту музыку были молодые тенор саксофонисты Willis Jackson, Rusty Bryant, Stanley Turrentine, Houston Person, Red Holloway, а так же музыканты более старой саксофонной школы, вроде Arnett Cobb, Jimmy Forrest, Illinois Jacquet, Ike Quebec, Sonny Stitt, Gene Ammons и др. Но в мире электрооргана произошла настоящая революция, во главе которой стали Jimmy Smith, Jack McDuff, Richard Groove Holmes, Johnny Hammond Smith, Jimmy McGriff, Charles Kynard, Freddie Roach, Big John Patton, Shirley Scott, Larry Young, Truddy Pitts и др. Не забудем и гитаристов: Grant Green, Melvin Sparks, Boogallo Joe Jones, Thornel Schwarz, а также такие культовые джазовые личности, как Kenny Burrell и George Benson не стеснялись играть угарный блюз под звуки электрооргана.

Ниже представлена одна из ярчайших композиций золотой эпохи соул-джаза, сыгранный мощнейшим составом: Willis Jackson (tenor sax), Jack McDuff (organ), Bill Jennings (guitar), Tommy Porter (bass), Alvin Johnson (drums). Это первый альбом саксофониста Виллиса Джексона. Вообще, удивительное дело, за эту сессию записи эта компания записала материала на пять альбомов, которые постепенно были изданы лейблом Prestige в течении следующих трех лет. Нужно отметить, что троица Виллис Джексон/ Билл Дженнингс/ Джек МакДафф очень много записывались и играли вместе в начале 60-х и в большой степени сформировали саунд соул-джаза:

Ближе к середине 60-х, когда фанк и соул (в привычном нам понимании), а так же танцевальные движения Boogaloo все больше набирали обороты, соул-джаз стал заимствовать элементы этой музыки в своем звучании. Поэтому в дискографии музыкантов можно встретить целые грозди альбомов, где одна прыгучая «прифанкованная» тема сменяет другую,а каждая вторая композиция использовала слово Бугалу в своем названии. Яркий пример – это альбомы замечательного альт-саксофониста Lou Donaldson (например альбом Alligator Bogaloo). Основным лейблом, который записывал всех этих музыкантов, был Prestige и, в меньшей степени, Blue Note.

В 70-х эта музыка и музыканты, ее играющие, стали все больше смещаться в сторону фанка, постепенно утрачивая востребованность у публики.

Некоторая популярность вернулась к этой музыке в 90-е, появились новые современные группы (хотя в том, первоначальном, виде эту музыку они уже не играли), но джаз шагнул уже далеко вперед за это время, а танцевальная музыка приобрела совсем другие формы, всем нам хорошо знакомые, потому всплеск был не очень велик.

Рекомендуемые к прослушиванию альбомы:

Bill Doggett “Dance Awhile”

Tab Smith “Crazy Walk”

Wild Bill Davis “Organology: April in Paris, Vol. 1”

Freddie Roach “Good Move”

Willis Jackson “Please Mr. Jackson”

Willis Jackson “Cool Gator”

Willis Jackson “Blue Gator”

Richard Groove Holmes “Soul Message”

Lou Donaldson “Here ‘Tis’”

Rusty Bryant “Night Train Now!”

Boogallo Joe Jones “Right On Brother!”

Stanley Turrentine “Hustlin”

Kenny Burrell “Midnight Blue”

Jimmy Smith “Prayer Meeting”

Jimmy Smith “Back At the Chicken Shack”

Jimmy Smith “Midnight Special”

Jimmy McGriff “The Worm”

Jack McDuff “The Honey Dripper”

P.S. (от Takoy) : концертом Константина Колесниченко (харп) и Яна Коринека (хаммонд) одесситы и гости города смогут насладиться 27 мая в 19.00 в джаз-клубе "Двор Культуры / Перрон№7".

Константин Колесниченко

напишикомментарий