03

июля

David Byrne, St. Vincent, Nick Cave: Live @ InMusic Festival, Zagreb, 25-27 июня 2018

David Byrne

Каждый тур Дэвида Бирна с конца 90-х – это какое-то невероятное театрально-музыкальное действие с совершенно обновленным саундом, аранжировками и представлением. В Feelings туре (1998) он заигрывал с минимально-электронным саундом, тур по церквям после Grown Backwards (2004) запомнился развернутой струнной секцией, тур с песнями в соавторстве с Брайаном Ино в конце 00-х прошел весь в белых цветах и с балетными танцорами, наконец, тур с St. Vincent был расписан полностью под дудки. Так что, по сути, на Бирна можно ходить на любой тур – он всегда придумывает новые фишки и старый материал звучит снова свежо и кайфово.

Фишка этого тура – танцующий бэнд. На сцене в конце концов рубилось 12 человек. Как минимум половина группы – барабанщики. Все они действительно танцуют (все это было, разумеется, поставлено и правильно выстроено) и постоянно двигаются. Из 12 музыкантов сам формат классической группы был представлен минимально: басист, гитаристка и клавишник. Бирн брал гитару редко – в 2-3 песнях, не больше. Остальные так или иначе задействованы в создании мощного перкуссионно-барабанного угара. Выглядит все это довольно впечатляюще: постоянно пританцовывающие и перемещающиеся чуваки, расколбашивающие на шестерых витиеватые и взаимодобавляющие ритмы. Ну и подпевки – была как отдельная пара бэк-вокалистов, так и полгруппы тоже подпевало. В общем, шоу было с плотным мощным саундом и отличной сценографией.

Динамика концерта была, как и всегда у Бирна, продумана до мелочей: начав с полуаморфной Here, последнего трека из своего свежего альбома American Utopia, он тут же после этого вжарил проверенными временем бомбами разрывающего действия: Lazy, I Zimbra, Slippery People. Вот, собственно, и все. Зрители – в клочья. Вообще это незабываемое впечатление, когда толпа вокруг тебя поет наизусть песни ранних Talking Heads.

Треки из нового альбома живьем прозвучали очень уверенно, хотя и некоторый динамический провис произошел. Впрочем, Бирн всегда вовремя вставлял какой-то там Once In A Lifetime, и снова взгляд от сцены оторвать было невозможно.

Самый хайлайт концерта произошел традиционно в конце выступления: Blind, The Great Curve и Burning Down The House. Blind, несмотря на обилие дудок в студийной версии, на лайве сыгранные на клавишных, прозвучала очень увесисто с помощью перкуссионной пачки. Ну а в The Great Curve Бирн выдал какой-то уже космический уровень расколбаса. Вот того самого, с которым все любители Дэвида знакомы по классическому видео Talking Heads “Stop Making Sence” 1984. И все это было достигнуто совершенно иными средствами, чем когда-то. Фантастический и очень эстетский концерт тонкого музыканта.

 

St. Vincent

Энни Кларк, известная в народе как Сент Винсент, сейчас, кажется, находится на самом своем творческом пике. За ней интересно наблюдать, ее альбомы непременно надо слушать, она выдает отличный, крепкий материал. На сцену она вышла в вопиюще несексуальном облачении: бабушкин лифчик, облегающий костюм телесного цвета с чудовищными, отталкивающими швами в самых интересных местах, наконец лаковые сапоги выше колен красного, как пламень, цвета. Как ей при этом удавалось выглядеть настолько невероятно сексуально – загадка. Начала очень холодно и отстраненно, никакого общения со зрителями, никаких благодарностей за весь первый сет. “Hello, Zagreb” она произнесла уже во второй части шоу.

На сцене было 4 человека вместе с ней. Японка-басистка, не менее привлекательная и магнетичная, чем сама Эни, выдала жирнейший бас-саунд, плюс барабанщик и клавишник (пол неизвестен – были в анонимайзерах типа плащ и маска). Каждый стоял на фоне своего квадрата из ламп на одном месте, никакого действия, все очень сдержанно. При этом раскочегарила толпу тоже довольно быстро и уверенно. У самой Энни было где-то около 10 гитар, совершенно одинаковых, но с разной раскраской. Это было так мило и по-женски: на каждый новый трек ей выносили новую гитарку, которая от предыдущей отличалась лишь цветом: желтенькая, синенькая, зелененькая, красненькая… Милота!

Сыграла почти весь свой последний альбом, поразив лично меня спокойными номерами под одни клавиши невероятным уровнем эмоциональности. Было немало публики, приехавшей на фестиваль конкретно на нее: много молодежи, орущей наизусть песни как ранние, так и свежие, кто-то стоял с плакатами типа “We Love You Anne”. Вообще Энни выдала мощный сет, на котором отлично прозвучали даже не особо любимые песни. Никаких особых импровизаций или новых прочтений не было и в помине, все было приближено к студийным вариантам. Но концертная мощь и энергетика живого выступления присутствовала. В общем – все здорово. Особенно, кстати, увы, не такие частые гитарные соло Энни с ее визжащей фразировкой а-ля Ривз Габрельс в составе Боуи второй половины 90-х.

 

Nick Cave

А потом вышел Ник Кейв. Надо заметить, что мы специально заняли места под самой сценой еще с St. Vincent, потому что все должны были между Кейвом и Винсент уйти к другой сцене, слушать других исполнителей. Ага. Размечтались: концерт Сент Винсент закончился, и вся публика наоборот ломанулась к сцене, хотя до выхода Ника было добрых полтора часа. Вообще, судя по майкам, половина фестиваля пришла на Queens of the Stone Ages, половина – на Ника Кейва.

Так вот – вышел Ник Кейв, и сразу же показал, кто в доме папа. Он сделал всех просто одним щелчком пальцев, причем первыми же двумя задумчиво мрачными треками из Skeleton Tree. Ну а дальше началось: Do You Love Me, From Her to Eternity, Loverman, Red Right Hand, вот это вот все. Понятно, что накал был максимальный. Меня сразу предупреждали: никто не работает так с публикой, как Ник Кейв. И это абсолютная правда. Он не сидел ни секунды, все время коммуницировал с залом, с удовольствием проходился по fucking football, отвечал I love you too на крики We love you, Nick! Жал руки всем страждущим, без проблем ставил автографы. В общем был предельно близок к народу. Близок, но при этом невероятно далек. Даже «не далек», а просто как-то ощущалось, что не человек он вовсе, а какое-то неведомое существо, несущее невероятный уровень заряда и энергии счастливчикам, оказавшимся где-то поблизости. Полагаю, что-то подобное генерировал и Дэвид Боуи, например.

Есть у меня такая слабость: в течение концерта наблюдать за всеми музыкантами. Но на Нике Кейве это сделать не удалось. Не получилось. От этого чувака оторвать взгляд совершенно невозможно. Ты просто весь концерт прикован к нему, вот и все. Уровень артистизма и магнетизма просто зашкаливающий. И конечно же Ник Кейв показал, что такое по-настоящему концертный бэнд. По сути, что Queens of the Stone Ages, что Alice in Chains, что The Kills, что даже моя любимая St. Vincent никакого концертного откровения не делали – все звучало предельно близко к записям, музыканты отвязывались лишь на своих соло. С Ником Кейвом этот номер не проходил. The Weeping Song он раскочегарил минут на 15, спустившись в зал и совершив незабываемый проход через зрителей, мгновенно расступающихся перед ним, как море перед Моисеем. Потому что его магнитное поле совершенно другого полюса, нежели у всего остального люда. Взгляд прошедшего в полуметре от меня Ника Кейва – еще одно незабываемое впечатление: он смотрел чуть вниз и вперед, никто не мог с ним встретиться глазами, смотрел очень недобро и, наверное, даже зло. И перло от него невероятно. Слишком мощный чувак, чтобы быть просто человеком.

Ну и после этого Stagger Lee – тоже минут на 10 раскачал, вытащив случайную девочку из толпы. Девочка, надо отдать ей должное, знала всю песню целиком, прекрасно подыграла Нику, танцуя и пропевая всю песню вместе с ним. Потом еще кучу народа вытащили на сцену, но не такую толпу, как вытаскивает Игги Поп в последнее время, человек 10, не больше. Половина из них не знала, что делать на сцене, и присели такие. Ник тут же отреагировал: эй, чего расселись, гет ап давайте, вы все-таки на сцене! Удивительно, но при таком сугубо негативно-отрицательном флере все шоу Кейва была умилительно позитивным. Ник Кейв, конечно, однозначно является одним из лучших живых исполнителей нашего времени.

Александр Топилов

Писатель, блогер, музыкальный критик

напишикомментарий