01

октября

FELA RANSOME KUTI & NIGERIA 70 - The 69 Los Angeles Sessions (2013)

В 1969-м году Фела и Koola Lobitos отправляются покорять Америку. Весьма закономерный шаг, чего тут скажешь. С точки зрения успеха поездку, которая затянулась на 10 месяцев, удачной не назовешь. Большую часть времени музыканты находились там неофициально, жили впроголодь, не имея никаких особых перспектив. Лишь ближе к концу их пребывания на территории США, они получили относительно стабильную работу в одном из клубов, где происходили их постоянные выступления, которые, впрочем, особых доходов не приносили. Но именно в тот период с Фелой произошло несколько моментов, которые значительным образом изменили его, и в родную Нигерию он вернулся другим человеком. Самое главное событие - знакомство с Сандрой Смит, участницей Черных Пантер, которая полностью изменила политические взгляды Фелы. Началось с того, что Сандра подсунула Феле книгу Малкольма Икс, рассказала ему о всех проблемах, с которыми пришлось столкнуться ей самой на почве борьбы за права чернокожих. Сознание Фелы переключилось, он отбросил бестолковую любовную лирику, которая доминировала до этого, и сосредоточился на серьезных, политических текстах, которые стали неотъемлемой частью его деятельности - музыкальной и общественной. Переосмыслил он и саму музыку. Легкий хайлайф уступил место абсолютно новому музыкальному стилю, который придумал сам Фела - афробит. Перемены отразились и на названии коллектива: имя Koola Lobitos казалось пережитком прошлого, и новое название не заставило себя долго ждать: Nigeria 70 - было то что нужно на тот момент.

 

Перемены были принципиальными, но все же плавными: и название вскоре опять изменилось, и музыка хоть и зазвучала по-новому, еще находилась на переходном этапе с влиянием очевидным влиянием хайлайфа. Все эти перемены прекрасно прощупывается на записях, которые были сделаны почти впопыхах, почти накануне отъезда Фелы и его группы из Америки домой, в Лос-Анджелесе. На многих вещах Фела по-прежнему поет на йоруба, некоторые вещи все еще звучат несколько легковесно. Но вместе с этим рождались и новые композиции - такие как "My Lady Frustration", посвященная его боевой подруге Сандре. В этой примечательной композиции происходит почти все то, что можно обозначить как афробит. Четкий и сбалансированный ритм с тяжеловатым битом, прифанкованной гитарой, гипнотизирующей атмосферой, джазовым саксом. Вокальная манера подачи также претерпела изменения: здесь Фела стал больше декламировать, чем петь. "Viva Nigeria", название которой говорит само за себя, считается едва ли не первым политическим сочинением Фелы: автор призывает нигерийцев перестать воевать друг с другом и прийти к миру.

И пусть не весь материал того периода можно назвать супер крутым, это важнейший исторический документ, запечатлевший переход Фелы в сторону новых мощных ритмов и в сторону борьбы с режимом и несправедливостью.

Сергей Косик

напишикомментарий