12

декабря

Гурт "Вапно" - Попелюшка

Группа «Вапно» - одни из немногих представителей настоящего украинского андерграунда, которые не особо-то и рвутся на большие подмостки, в ротацию на радио или на музыкальные ТВ-каналы, простигосподи. О чем более, чем красноречиво, свидетельствует клип на песню «Попелюшка», который «Вапно» представили на суд общественности на прошлой неделе. И это «минус» вовсе не группе, до сих пор успешно избегающей какой бы то ни было публичности, а украинским музыкальным каналам, которые не видят очевидного: этот видеоролик – ложка меда в бочке дегтя.

Прежде всего, он абсолютно настоящий. Это тот самый lo-fi, которого так не хватает украинской сцене. При этом соблюдена традиция малобюджетных клипов: снять просто группу в антураже условной студии, а дальше музыканты сами вытащат видео своей харизмой. Так происходило с Игги Попом, с группой The Clash или The Hives. Так и произошло с группой «Вапно».

Их музыкальные интересы располагаются где-то в районе старого доброго гитарного пост-панка 80-х. И они довольно честно его отрабатывают: композиционный минимализм подчеркнут нарочито простыми аранжировками, где нехитрая гитара нанизана на прямую ритм-секцию. Сильные стороны «Вапно» - это, скорее, эстетические интересы группы, базирующиеся на крепком фундаменте текстов поэтессы Евгении Чуприны, вокалистки группы. И вот здесь-то все и становится очень интересным.

Чуприна вовсе не поражает слушателя своими вокальными данными, как Нина Хаген, или экспрессией подачи, как Патти Смит. Ничего такого. Она почти стоит на одном месте (как и остальные музыканты группы), уверенно чеканя неумолимое:

Жили собі в хатинці гномики,
Вони поводились, як гоміки,
Самі все прали, готували,
І на жінок з прибором клали.

В образе «вчителькі», скорее проговаривающей, нежели поющей свои тексты, у нее это получается более, чем убедительно: она эффектна и чертовски магнетична. Вообще там все подчинено стилю: и мегафон, более визуальный, нежели функциональный, и прекрасный оживающий портрет Александра Пипы, раздающий рваные дисторшн-бэк-вокалы, и вся эта кажущаяся статика, в которой и кроется внутренний грув и расколбас группы.

А вообще этот ролик, конечно, очень выгодно отличается от всего того визионерского пиршества, который довлеет над украинским мейнстримом. Вот именно своим антивизионерством и антипиршеством. Все очень прямо и очень честно. Веришь им, сразу же и безоговорочно. А как тут не поверить, если только они и поют о настоящем, о вечном, о гендерном?

Жили собі у повнім срачі,
Футбол дивилися всі матчі,
І взагалі проблем не мали,
Бо на жінок з прибором клали.

Александр Топилов

Писатель, блогер, музыкальный критик

напишикомментарий