08

июня

Кирилл Серебренников "Лето"

Сходили на фильм «Лето» Кирилла Серебреникова.

Какой-то чел с «Русского радио» довольно сбивчиво выступил перед фильмом и сказал, что это «фильм про Цоя». Фильм, к счастью, оказался совсем не про Цоя. То есть Цоя в нем много, но Серебренников этого Цоя, мне кажется, не любит, ему "про Цоя" неинтересно. И это, кстати, совершенно правильно.

Фильм оказался скорее про Майка Науменко (его отлично сыграл Рома Зверь), про его жизнь и отношения с женой Натальей. По ее воспоминаниям, написанным как "рабочие материалы" для писателя А. Житинского, и был сделан сценарий. То есть это, в общем, ее версия событий лета 1981 года, когда 19-летний дебютант Цой пришел к уже великому 26-летнему Майку знакомиться.

И еще напоследок про Цоя: в конце концов, то, кто ты есть такой, можно понять по тому, какая баба рядом с тобой. И кто в фильме рядом с Науменко (роль Натальи сыграла прекрасная Ирина Старшенбаум), и кто в конце картины оказывается рядом с Цоем - вполне подтверждает и этот тезис, и серебренниковский взгляд и на события, и на обоих главных героев.

Многие старые знакомые Цоя и Науменко, кстати, сейчас кинулись опровергать сам факт "романтических отношений" между юным Цоем и Натальей Науменко: «этого не было», «она все выдумала» и т.д. – читаешь такое, и делается неудобно за старых дураков.

Серебренников большой молодец, что поместил, так сказать, на место «солнца» в своем фильме именно Наталью. Неважно, чего она там в своих воспоминаниях выдумала или не выдумала, нафантазировала или просто преувеличила - она как бы освещает весь фильм своим присутствием. То, как она смотрит на пацанов, как вздыхает, как вообще реагирует на Цоя и на Майка, как Науменко разговаривает с ней, как молчит рядом с ней, как пытается от нее «оторваться» и при этом думает о музыке и о новом альбоме, который не идет, вообще как он просто живет и дышит рядом с ней – все это в фильме сделано очень хорошо, точно и тонко, главные события там совершаются в молчании, а самые сильные кадры - когда герои сняты со спины.

Музыка к фильму сыграна и записана «Зверями» очень круто (анимация в песнях, правда, к концу фильма слегка подзадолбала, ну да и ладно, пусть будет).

Фильм вообще снят, условно говоря, "в манере Науменко» - хаотично и с каким-то бормочущим и сбивчивым драйвом. Многие песни Науменко я слушать не могу и не умею – быстро теряю нить и устаю следить за всем этим потоком слов. Но все равно слышно, что это что-то более живое, чем дубовые комсомольско-героические марши Цоя про "звезду по имени Солнце".

Науменко в фильме пытается – неудачно – как-то все-таки срастить свое ощущение того «как надо» и того «что получается», это тонкий и умный парень, у которого, кажется, так и не хватило сил на этот синтез. Его мучительная недолгая слава и одновременно глубокая внутренняя неудовлетворенность в фильме показаны крупным планом, и в этом смысле это трагический фильм. Правда, бабу он себе отхватил что надо – собственно, поэтому и оказался возможен фильм о нем. То есть фильм "Лето" в каком-то смысле оказался главным произведением самого Майка Науменко, а его песни там, уж заодно, отлично перепел и вернул к жизни сыгравший его Рома Зверь.

Еще там есть совершенно гениальная работа Юлии Ауг, играющей работницу ленинградского рок-клуба, получиновницу-полукомсомолку, человека-медиума, принадлежащего одновременно двум разным мирам: умом, душой и зарплатой она живет в мире партии и правительства, а всем своим подпрыгивающим девичьим сердцем летит к этим пацанам.

Там еще полно всяких камео и отсылок к каким-то советским штукам (типа Е. Кореневой, прилетевшей из «Романса о влюбленных», Севы Новгородцева и т.д.), в общем, Серебренников там много чего напридумывал.

Фильм при желании можно и ругнуть: он иногда провисает, некоторые диалоги просто ужасны (особенно в начале, к концу это выправляется), порой фильм вдруг сворачивает в чисто театральный пафос (несмотря на усиленные антипафосные меры), и так далее. Но ругать неохота: все-таки у Серебренникова получилось собрать из усилий очень разных людей по-настоящему работающее кино, лихое и красивое - и при этом построенное на каких-то тонких и едва уловимых вещах, с отличным саунтдреком и отличным актерскими работами.

Так что кому интересно про Науменко, про его сложную и, в общем, не сказать чтобы удачную жизнь, про его надлом, про его прекрасную женщину - и про неожиданное воскресение через почти 40 лет в этом фильме, снятом по каким-то листочкам этой женщины режиссером, монтировавшим картину под домашним арестом – конечно, надо смотреть.

Взято из фейсбука Владимира Демчикова

Владимир Демчиков

напишикомментарий