20

мая

Концерт "ДахаБраха" в Зеленом Театре, Одесса, 19.05.2018

Вчера, 19 июня, в Зеленом Театре состоялся аншлаговый (за несколько дней до концерта билетов уже не было) концерт культовой украинской формации «Дахабраха».

«ДахаБраха» уже больше 15 лет разрывает общественность, но все равно есть люди, которые их не слышали. В очереди на вход в театр дамочка средних лет вводит своего спутника в контекст:

- Они собирают всякие этнические музыкальные особенности разных регионов Украины и как бы переосмысливают их на современный лад.

Спутник внимательно слушает, механически покачивая головой. Он еще не знает, что никаких „этнических особенностей разных регионов Украины” он сегодня не услышит.

Хотя, действительно, с этого все начиналось. А если быть точнее, то просто этой формулой часто пользовались журналисты, стараясь описать концепт группы. Сейчас «ДахаБраха» – это вот та самая настоящая Украина „на экспорт”, которая так была нужна нашей стране. Они гастролируют по всему миру, они желанные гости на самых топовых фестивалях, их зовут на рейтинговые музыкальные шоу, их песни входят в саундтреки киношедевров, Дэвид Бэкхем под их композицию рекламирует свой продукт.

Группа при этом не стоит на месте, и их музыкальные исследования давно уже не ограничиваются одной Украиной, что и было прекрасно слышно на концерте.

1. Структура. Это первое, что бросается в глаза (точнее – в уши). Композиции стали заметно более сложными, развернутыми и интересными. Раскачивают постепенно, но в конце концов выходя на какой-то запредельный уровень эмоционального восприятия. Возможно, такое композиционное построение, типичное для сложных музыкальных рок-форм – это и есть внедрение современного в изначальный этнический базис группы. За развитием их песен стало очень увлекательно следить, как за сюжетной линией в захватывающей книге. Очень смелые переходы, смещение акцентов, долей, ритмических рисунков – все это, понятное дело, лишь фон и бэкграунд, но служащий той самой необходимой нюансировкой, на которой выстраиваются сложнейшие голосовые распевки. Тем более, что все это исполнено с великолепным чувством грува.

2. Грувом бэнд владеет чуть лучше, чем идеально. Собственно, «ДахаБраха» умудрились мэйк этнику грейт эгейн. И место грува здесь находится где-то на главных позициях. Конечно, сложно говорить о «ДахаБрахе», используя эпитеты типа „танцевальный”, но где-то так оно и есть: их концертные выступления рассчитаны именно на „дансинг” и „колбасинг”, они легко подрывают зрителя с самого начала шоу, усидеть на месте совершенно невозможно. Преимущественно прямой бит служит лишь неким фундаментом для полифонии и полиритмии, которая уже по-настоящему рвет в клочья. В общем, с грувом «ДахаБраха» разобрались получше, чем многие фанки-бэнды.

3. А все почему? Точно – мастерство. Исполнительское мастерство. Тут и говорить-то нечего – мастерство у группы «уровень бог», вот и все. Причем сейчас они выступают в формате трио (четвертая участница проекта вот-вот должна родить), и, конечно, для состава подобного толка остаться без одного участника – штука непростая. Там же у всех все расписано, у каждого своя роль, к тому же вокальные гармонии должны пропеваться пачкой, и вообще очень часто музыкальные ништяки в их музыке достигаются вот такими незначительными на первый взгляд тонкостями, как условные притопы-прихлопы и прочие свистелки-свиристелки. Но «ДахаБраха» прозвучала так, будто у них вся программа так и была задумана и прописана на троих. Ну а то, как они обходятся с вокальными аранжировками, давно уже стало притчей во языцех – это просто мясо. Настоящее, сырое, с кровью.

Но общее впечатление от концерта, кроме того, что было очень груви, можно, наверное, описать, как «полное погружение»: местами было очень психоделически. А местами и экзистенциально. Такой вот у нас фолк в Украине – экзистенциально психоделический. Определенно одно из лучших музыкальных событий этого года в нашем городе.

(Фото взято с фб-страницы "Зеленого Театра")

Александр Топилов

Писатель, блогер, музыкальный критик

напишикомментарий