05

декабря

Немного соул-релизов ноября

Amp Fiddler - Amp Dog Knights

Амп Фиддлер – культовый музыкант, саунд-дизайнер и продюсер из Детройта, игравший в частности на клавишных инструментах в Parliament/Funkadelic с середины 80-х до середины 90-х. Потом он работал в частности с Джамирокваем и Принсем. В 00-х он занялся сольной карьерой, выпустив несколько альбомов, ставших классикой соединения классического фанка и современного хип-хоп саунда в правильных пропорциях. Потом у него произошла страшная личная трагедия, у него умер сын и Амп надолго отошел от дел. И вот в прошлом году он выпустил первый альбом после почти 10-летнего перерыва. Amp Dog Knights, соответственно, уже второй релиз после камбека. И здесь все очень хорошо. 13 треков, записанные Ампом на своей детройтской студии с привлечением таких мастеров бита, как J Dilla, который, по словам самого Ампа, «работает с ритмом так, как никто этого не делает». Но костяк здесь конечно же фанкисоуловый. Здесь много и какого-то а-ля Jamiroquai материала, и созвучного с ним прочего нео-соула. Но есть и совсем жирные фанк-номера, в лучшие моменты альбома, возможно, вплотную приближающиеся к клинтоновскому Parliament/Funkadelic. Вообще, это, наверное, и есть contemporary funk в лучшем своем проявлении: с одной стороны крепко сидящий на классической основе 70-х, с другой – уверенно использующий все возможные ответвления современного грува. А главное, Фиддлер все это намешивает с ювелирным чувством вкуса и меры. Очень мощный и стильный релиз, со своим настроением, повышенным вниманием к звуку, интересным и нетривиальным композиционным мышлением, с ходу выстраивающийся в одну цельную, но многослойную сюиту.

 

 

Mavis Staples - If All I Was Was Black

Легендарной Мейвис Стейплз через 2 года исполнится 80 лет, но она совсем не собирается останавливаться. И то, что она сейчас делает, звучит просто фантастически. Музыкально это все тот же микс корневой американы, госпела, соула и ритм-н-блюза, что у нее всегда и был. Просто у нее настолько все это выходит искренне и по-настоящему, что каждый ее свежий релиз заслушивается до дыр в любом случае. If All I Was Was Black – это уже второй подряд альбом, записанный под руководством Джеффа Твиди из группы Wilco. Причем, если на предыдущей пластинке Твиди определенно обновил саунд Мейвис, сделав ее чуть более современной, чем, возможно, этого хотят поклонники Стейплз, то здесь все звучит предельно аутентично. Вот прямо слышно, что основа была прописана живьем в студии: немного естественной грязи, особенно в гитарных ковыряниях, немного каких-то интуитивных, но аккуратных акцентов, зато много грува, жизни и музыкальных корней. Кажется, что Твиди хотел как-то добавить молодой крови в базу фанатов Стейплз, но в конце концов пришел все туда же – просто делать с Мейвис то, что у нее получается лучше всех, т.е. играть корневую американу. Еще один забавный момент: все песни к этому альбому написал именно Джеф Твиди. И музыкальный материал идеально подошел для Мейвис. Определенно, Джеф Твиди и Мейвис Стейплз – один из самых удачных примеров сотрудничества музыкантов разных школ, разных поколений, разных музыкальных эпох. Волшебная пластинка.

 

Ntjam Rosie - Breaking Cycles

Ntjam Rosie – это голландско-камерунская певица, работающая на стыке джаза, соула и поп-музыки и не чуждая африканским ритмическим рисункам. Это уже ее пятый студийный альбом, и он, пожалуй, значительно более интересен своих предшественников. По сути, раньше Нтйам дальше приджазованного неосоула или притрипхопанного джаза не выходила. Все это было весьма хорошо и стильно, но как-то терялось на фоне подобных релизов, заполонивших музыкальный рынок в 00-10-х гг. Альбом Breaking Cycles получился довольно смелым, ярким и уверенным. Нет, Нтйам не вышла за какие-то жанровые рамки, как это сделала в прошлом году Эсперанза Сполдинг, но уровень музицирования и мелодические конструкции песен здесь на высоте. Прежде всего, Нтйам удалось создать совершенно нескучный альбом, что сейчас в рамках неосоул-джаза сделать совсем не просто. Здесь много отличных, крепких хитов с витиеватыми мелодиями и нескрываемыми оммажами в сторону Марвина Гея или Стиви Уандера. А вообще, конечно, очень трудно избежать сравнений с Эрикой Баду. Впрочем, «сравнение» - это не то слово. Тут скорее преемственность. Так что не надо ее ни с кем сравнивать. Надо ее просто слушать.

 

Nona Hendryx And Gary Lucas - The World Of Captain Beefheart

Очень занятный и неоднозначный релиз-посвящение великому Капитану Бифхарту. Гари Лукас – один из самых интересных гитаристов современности, начавший свою карьеру в последних альбомах Капитана Бифхарта. То есть он реально в материале с детства. Нона Хендрикс – соул-певица, дебютировавшая еще в 1962 году и достигшая своего пика в середине 70-х, когда она в составе женской группы Labelle записала хит Lady Marmalade. Но самое интересное с Ноной Хендрикс произошло в конце 70-х, когда она прописала партии бэк-вокала для Talking Heads, заодно войдя в их тур-группу. Тогда же она познакомилась с Билом Ласвеллом, выступая со своей группой на одной сцене с Material. Tom Tom Club тоже с ней активно сотрудничали. И Лори Андерсон. Да много кто – от Дэвида Йохансена из New York Dolls до Йоко Оно.

Но величие Капитана Бифхарта в том числе и в том, что его материал совершенно невоспроизводим другими музыкантами. И дело даже не в сложности этого звукового абстракционизма, а в харизме самого Капитана. Его композиции теряют довольно большую часть своего обаяния в чужом исполнении. И, да, музыка Бифхарта – предельно мужская. Дамам вовсе не идут эти вокальные экзерсизы на грани полного бреда. А именно такого материала здесь предостаточно: и по Trout Mask Replica они прошлись, и из Lick My Decals Off, Baby что-то есть. Хотя основу все же составляет более-менее традиционный и доступный материал из Safe as Milk и Clear Spot. Собственно, соул-номера из Clear Spot и ритм-н-блюз из Safe as Milk – это однозначно highlight альбома. В более деструктивных композициях Нона Хендрикс сильно проигрывает оригиналу в интонировке и подаче, благодаря которым абсурдизм Бифхарта воспринимается так чисто и не без некоторой доли юмора.

Гари Лукас же, по своему обыкновению, невыносимо прекрасен. Отыгрывая сложнейший и очень плотный материал предельно близко к записям Бифхарта, Лукас все же умудряется и там развернуться, выдавая порой своим слайдом и гитарным звуком одни из самых пронзительных моментов этой записи.

Александр Топилов

Писатель, блогер, музыкальный критик

напишикомментарий