09

августа

ОМКФ-2018 от Же Селезневой: слегка запоздалый разбор конкурсной программы

Мы уже писали о том, какие фильмы IX Одесского кинофестиваля из секций «Гала-премьера» и «Фестиваль фестивалей» запомнились нам больше всего, почему после новой картины ван Сента хочется не пить и как выдержать четыре часа непрерывного китайского тлена.

Теперь пришло время (шло оно по ряду причин дольше обычного) разобрать фильмы из конкурсной программы – в нашем случае, всего восемь. Постараемся сделать это быстро и безболезненно, пойдем в хронологическом порядке.

 

 

 

«Девушка», Бельгия, режиссер Лукас Донт.

Награды ОМКФ: «Лучшая актерская работа», исполнитель главной роли Виктор Польстер.

О чем: о том, что тяжело быть балериной, тяжело быть подростком и очень нелегко быть трансгендерным человеком. А когда выпало быть «три в одном» – все, туши свет.

Наша оценка: 4.

Комментарий:

Общество понемногу привыкает к мысли, что если человек случайно родился не в своем теле – это поправимо. Причем не только западное – некоторые страны насквозь гомофобного мусульманского Востока, например, Иран, на удивление спокойно относятся к вопросам коррекции пола и даже предоставляют соответствующие медицинские услуги за счет государства.

Вот только необходимые для этого лекарства и операции – увы, далеко не тайский массаж и не безобидные конфеты. Нагрузка на организм более чем серьезная. А что, если этот организм дальше собирается не сидеть спокойно в офисном кресле, а танцевать на сцене? Новый и неожиданный взгляд на проблему. Выполнено тонко, баланс откровенности и хорошего вкуса соблюден. Фильм был серьезной заявкой на победу.

 

 

 

«Парижское образование», Франция, режиссер Жан-Поль Шивейрак.

Награды ОМКФ: с чего вдруг?

О чем: о том, что режиссеры страдают, когда не могут снять нормальный фильм – но еще больше страдают зрители.

Наша оценка: 3.

Комментарий:

Фильм может быть интересен практикующему психотерапевту: достаточно четко показаны анальная фиксация, нарциссическое расстройство личности, токсичные созависимые отношения и общая экзистенциальная маета. Но даже практикующему психотерапевту вряд ли стоит тратить все 136 минут экранного времени на просмотр: по-хорошему, сократить бы всю эту байду до получаса – глядишь, вышло бы что-то дельное. Нет сюжета – нет фильма, точка.

 

 

 

«Ваджиб», ко-продукция Палестины, Франции, Колумбии, Германии, ОАЭ, Катара, Норвегии. Режиссер – Аннемари Жасир.

Награды ОМКФ: не в этот раз.

О чем: харизматичный палестинский папа мечтает, чтобы сын-архитектор вернулся из Италии, нашел себе достойную жену, постригся, переоделся и начал жить как нормальные люди.

Наша оценка: 4.

Комментарий:

Обычно я избегаю восточного кино из опасения наткнуться на бесконечных беженцев, уныние сирийской пустыни и ваххабитов. В этот раз, к моей огромной радости, пронесло. Как и «пронесло» от не в меру драматического финала, на который в течение фильма не раз давался намек, но, в конце концов, все-таки нет. И славно. Вполне себе годный фильм, будет возможность – рекомендую к просмотру.

 

 

 

 

«Башня. Ясный день», Польша, режиссер – Ягода Шейк.

Награды ОМКФ: шутите?

О чем: кто бы нам рассказал. В начале там большая семья собирается в загородном доме, в конце, по словам тех, кто остался и досмотрел, все умерли. Посередине – какая-то невнятная муть.

Наша оценка: 3, но по-хорошему, это двойка.

Комментарий:

Когда отчаянно пытались закосить одновременно под Лантимоса, фон Триера и все псевдозаумное европейское кино сразу, но получился все равно – беспощадный в своей адинамичности Польский Психологический Триллер™. «Зачем такое снимать, я еще понимаю – но зачем такое показывать?» - # подслушаноОМКФ.

 

 

 

«Три с половиной», Индия, Украина. Режиссер – Дарья Гайкалова (Дар Гай).

Награды ОМКФ: никаких, и это очень странно.

О чем: три (с половиной) этюда об индийском понимании жизни и смерти.

Наша оценка: 5.

Комментарий:

Красиво, светло, глубоко – но без пафоса. От души порадовалась за режиссера и украинско-индийский кинематограф.

 

 

 

«Жалость», Греция, Польша. Режиссер – Бабис Макридис.

Награды ОМКФ: «Лучшая режиссерская работа», «Лучший фильм» по версии жюри, Международный конкурс.

О чем: о том, что жалость – это долбанный наркотик, особенно когда не умеешь вовремя пожалеть себя сам. Ну и о необходимости массовой психотерапии, конечно же.

Наша оценка: 5.

Комментарий:

Это не надо комментировать, это надо смотреть.

 

 

 

«Хрусталь», Беларусь, Германия, Россия, США. Режиссер – Дарья Жук.

Награды ОМКФ: «Гран-при»

О чем: о том, как плохо было жить в Беларуси 90-х, особенно когда ты юна, а мама не понимает.

Наша оценка: мой персональный момент перехода на безоценочные суждения состоялся здесь.

Комментарий:

То ли сказалась усталость конца фестиваля, то ли фильм – действительно не мое, но я ушла через полчаса, на моменте, где главная героиня подслушивает, как красочно мама жалуется на нее подруге по телефону: «Какая там любовь, у меня вещи пропадают, не хочет работать, так хоть бы мужика себе нормального нашла». Нет, подумала я, я не могу и не хочу это дальше слушать – и поехала на Таирова, ужинать вином и сыром с плесенью, но это уже совершенно другая история. Как бы там ни было, остальным, похоже, понравилось.

 

 

«Дорога грома», США, режиссер Джим Каммингс – он же сценарист и исполнитель главной роли.

Награды ОМКФ: не срослось.

О чем: о том, как поставить моноспектакль под видом фильма и поехать с ним в турне по фестивалям. Еще о том, что когда тебе плохо, иногда лучше в этом признаться и взять тайм-аут, а не строить из себя непонятно что, пока окончательно не сорвет крышу.

Наша оценка: 4 – потому что хорошо, но не пятерка.

Комментарий:

Очень американское кино – начиная выраженным американским акцентом героев, заканчивая осмыслением и некой внутренней дискуссией на тему американских ценностей – здесь все, и уже устаревшее «улыбайся и делай вид, что ты окей», и приходящее ему на смену «каждый уникален и может переживать свои чувства как захочет». Создателю – большой плюс, протащил весь фильм на себе и своей энергии. Из минусов – этой энергии не хватило на остальных персонажей, не все выглядят достаточно полнокровными.

 

 

Отдельно пару слов об украинском коротком метре. Мы посмотрели не весь, а то, что увидели, увы, не обрадовало. Молодые режиссеры стремятся снимать тлен, убогость, каких-то совсем уже пересічних громадян – при этом как будто и не пытаются рассказывать истории. Воннегута и Кинга на них нет. Все-таки сначала должна быть драматургия а потом уже «ой, у меня тут такой смачный кадр в голове, сделаю-ка под него кино».

 

Надеюсь, следующим летом годной украинской драматургии будет больше. Хорошую историю, не про войну и не про забавных своєю говіркою сельских жителей. Хотя бы одну, но вообще-то, чем больше, тем лучше. Ребята, я в вас верю. До встречи в следующем году.

Же Селезнева

напишикомментарий