04

января

«Праздник» Алексея Красовского: однажды в блокадном Ленинграде

Следующий фильм Алексея Красовского я принялся ждать, как только закончил смотреть предыдущий – монодраму «Коллектор» с Хабенским.

К сожалению, вокруг нового фильма Праздник» разгорелся отвратительный патриотическо-чиновничий скандал, отчего фильм пришлось показывать не в кинотеатрах, а на ю-тюбе. Российскую патриотическую общественность легко понять: такой пощечины она не получала очень давно, со времен «Левиафана». Но в отличие от вотарковленного Звягинцева и авторов «черной волны», Красовский снимает комедию – притом и правда смешную.

Мало того: это 100% «народный» фильм, даже парочка вполне сомнительных шуточек на месте. В доброй параллельной киновселенной, где массовый зритель правильно понимает контекст, а не просто реагирует на негативные внешние раздражители, да еще и способен посмеяться над собой, этот фильм назывался бы «Ёлки-1941».

Кстати говоря, очень близкий по смыслу и по морали фильм «Смерть Сталина» Армандо Иануччи российские чиновники также не пустили в прокат.

 

 

Большой соблазн покопаться в истоках «Праздника», тем более, что они так и взывают с экрана, начиная «Ситкомом» Франсуа Озона вплоть до Жоры Крыжовникова с его короткометражкой «Нечаянно», которую зарифмовал с «Праздником» как всегда выразительный Тимофей Трибунцев. И, конечно же, никуда не деться от того, что мы вспоминаем знаменитый фильм Алексей Германа с его распадом многочисленного семейства советских бар, да и Трибунцев не дает забыть о Полиграфе Полиграфовиче.

Но это тот случай, когда хочется отбросить насмотренность и получить удовольствие от самого действа. Признаюсь, «Праздник» – это второй фильм за последнее время, который я сразу же сел пересматривать заново. Первый был «Под Сильвер-Лейк».

И правда, возвращаясь к «Хрусталеву» и «Собачьему сердцу», нельзя не отметить, что «Праздник» – это очень ленинградский, «ленфильмовский» фильм. В нем есть и прекрасные актерские работы вкупе с удачным ансамблем, откуда не выпадает ни один герой, и отличные диалоги, и особый визуальный стиль с его уникальным видением «ретро». А как же: «Праздник» снимал Сергей Астахов, на чьем счету стилизованные под документальную съемку «Ой вы, гуси», «Брат» с его приглушенными, будто засохшими пополам с бурой кровью красками, и сепия «Про уродов и людей».

На мой отвратительный вкус, это лучший российский фильм прошлого года. Искренне желаю авторам продать его, как минимум, Netflix. А еще искренне сожалею, что из-за Яна Цапника, который представляет угрозу национальной безопасности Украины, мы не увидим «Праздник» в отечественном прокате.

Источник все тот же – авторский канал о кино «Усы Тарковского»

 

Алексей Росовецкий

напишикомментарий