18

июля

Сергей Лозница "Донбасс"

Фильм Сергея Лозницы «Донбасс» идеально вписывается в его кинориторику. Вообще непонятно, почему он его не снял раньше. Хотя, понятно, конечно. Время. Видимо, должно было пройти время. Сложно сказать, про что этот фильм больше – про войну, или действительно про Донбасс. Наверное, про Донбасс больше. Про Донбасс во время войны, которая делает все невероятно выпуклым и рельефным. Всю человеческую подлость, грязь. Особенно грязь.

Фильм развивается очень медленно: длинные кадры, типичная для документалистики работа оператора, безжалостные бытовые сцены. Все очень реалистично. Даже слишком. Ты мгновенно погружаешься в действие. Хотя какое там действие? В этом фильме не до действия. Атмосфера – да. Этого много. Даже слишком.

Лознице удалось не столько рассказать, что там творится, сколько просто утопить зрителя в реальности жизни. Сцены фильма плавно перетекают одна в другую, связь между ними весьма хлипкая, но она есть. По сути, «Донбасс» - это такой ряд зарисовок, чаще в стиле Босха. Все это вывалено предельно убедительно, и вот эта настоящесть и является самым жутким, что может быть вообще в художественном фильме. Да, все так и есть. Я знаю подобных персонажей, как местная гопота. Я знаю таких же бабушек, которых периодически выхватывает камера с их пронзительными монологами ни о чем и обо всем одновременно. Я знаю эти места, эти дома, эти дворы – у нас, в Одессе, на Таирова все то же самое. Да и не только в Одессе. Да и не только на Таирова. Возможно даже, что и не только в Украине. Что это? Срез времени? Срез края? Срез человеческой сути? Характера? Срез войны? Видимо, да. Всего этого. И, конечно же, не только этого.

Очень мощная работа, после которой чувствуешь оглушительную беспомощность. Она не выдавливает зрителя из кинозала. Зато потом зритель не может выдавить ее из себя. Надо обязательно идти и смотреть. А потом жить с этим. Всегда. Навсегда.

Александр Топилов

Писатель, блогер, музыкальный критик

напишикомментарий