13

сентября

Soft Machine - Hidden Details 2018

Великие британцы Soft Machine на свое 50-летие выпустили первый за 37 лет студийный альбом с новым материалом Hidden Details. Soft Machine – культовая группа 70-х, сыгравшая одно из ключевых значений для «кентерберийской сцены» и английского джаз-фьюжна. Они периодически собирались с 00-х годов для каких-то разовых выступлений, состав менялся и обновлялся, пока к 2015 не пришел к окончательному формату квартета: Джон Маршалл (ударные), Рой Баббингтон (бас), Джон Этеридж (гитара), Тео Трэвис (саксофон, клавишные). Самый старожил здесь – барабанщик Джон Маршалл, который заменил Роберта Уайатта еще в 1972 году. Басист Баббингтон пришел в группу на следующий год, в 1973, хотя он и подменял Хью Хоппера на контрабасе еще с 1972. Так что по сути он попал в группу одновременно с Маршаллом, но в конце 70-х покинул ее. Гитариста Этериджа порекомендовал Софт Машинам Алан Холдстворт, покинувший группу в 1975 после записи мощнейшего Bundles. Наконец, Тео Трэвис – это тот самый саксофонист, работающий с Робертом Фриппом в дуэте Travis & Fripp. То есть по сути перед нами состав записи последней студийной работы группы в 70-х альбома Softs (1976) плюс отличный и очень свободно мыслящий саксофонист Тео Трэвис. При этом с 2015 года они достаточно сыгрались и притерлись друг к другу.

Hidden Details начинается с одноименного 7-минутного мяса: мощный джаз-рок, качающий риф в не целом размере, мрачный саксофон автора композиции Трэвиса, прыгучий и варьирующийся грув от Маршалла, фантастическая и монструозная бас-гитара Баббингтона и просто невероятная гитара Этериджа – его соло в этой композиции какого-то запредельно космического уровня. Следующий трек - The Man Who Waved at Trains – это переосмысление маленького этюда с альбома Bundles (1975), но в значительно более расширенном варианте и с флейтой Тео Трэвиса, легко задавшей треку совершенно иное настроение и состояние. Кстати, это не единственное переосмысление старого материала группы - Out Bloody Rageous взята из классического третьего альбома. Остальной материал совершенно новый: 3 композиции Этериджа, тоже 3 – Трэвиса, остальное – плоды сотрудничества Трэвиса то с Маршаллом, то с Баббингтоном, то со всей группой. Так что мы тут имеем современный джаз-рок (или то, каким его видят старые музыканты) со всеми нужными ингредиентами: есть и мощные риффовые штуки, и довольно смурные и местами беспощадные эксперименты, и атмосферные композиции имеются, и этюды для одного инструмента присутствуют, и исполнительское мастерство высочайшего класса, разумеется, тоже на месте (Джон Этеридж – мой новый любимый гитарист!)

То есть на выходе мы получили прекрасный альбом от ветеранов жанра, выполненный в лучших традициях группы середины 70-х. И любопытно здесь на самом деле вот что: несмотря на то, что Hidden Details слушается как классический Soft Machine, кажется, что эта пластинка отлично вписывается в современные джазовые процессы. По поводу Soft Machine и их места в истории вообще до сих пор много споров. Одни считают, что после ухода Роберта Уайатта (то есть после 1971 года) группа закончилась. Другие, что их джаз-фьюжн 70-х сильно вторичен на фоне американских коллег вроде Майлза или Weather Report. Саму группу подобные вопросы мало беспокоят. Они просто собираются вместе и играют. И делают это очень хорошо, интересно и мощно. И альбом Hidden Details – лишнее тому подтверждение.

Александр Топилов

Писатель, блогер, музыкальный критик

напишикомментарий