02

ноября

Свежий музыкальный обзор от Александра Топилова

St. Vincent – Masseduction

После совместного альбома с Дэвидом Бирном в 2012 году у Энни Кларк, выступающей под псевдонимом St. Vincent, все стало хорошо. Предыдущий ее альбом, одноименный St. Vincent, вышедший в 2014, был неимоверно обласкан критиками и взял Грэмми за лучшую альтернативную пластинку. Кстати, после Шинейд О’Коннор, получившей такое же Грэмми в начале 90-х, Кларк стала первой женщиной, взявшей эту награду в номинации «альтернативной музыки». По сути Masseduction продолжает те же музыкальные исследования, что и ее пластинка 2014 года. Но как-то чувствуется, что рука у нее набилась, стала крепче. Альбом звучит очень уверенно и увесисто. Саунд как обычно балансирует на грани футуристик-попа и электроник-рока, но сам музыкальный материал просто блестящий. Прекрасную мелодику совершенно не портит электронный продакшн, который порой так бесит в современных релизах. Очень качественная и разнообразная музыка, базирующаяся на драм-битах, электронике и визжащей, взрывающей мозг гитарой. Сама Кларк говорит, что этот альбом она продумывала и записывала не спеша, колеся по всему миру. Он посвящен теме власти, секса, наркотиков, печали, взаимоотношений и смерти. И несмотря на то, что в прошлом году она разорвала свои длительные отношения с моделью Карой Делевинь, пластинка звучит намного более оптимистичней и даже радостней, чем ее мрачноватые предыдущие работы.

 

 

Beck – Colors

Один из главных альтернативщиков 90-х Бэк не нуждается в представлениях. Его творческий путь интересен и неоднозначен. Он регулярно находится в поиске чего-то нового, но чего-то нового скорее для себя, а не для всей музыки в целом. В прошлом альбоме Morning Phase он вернулся к акустически-фолковому звучанию своих альбомов Sea Change и Mutations. В Colors Бэк снова заигрывает с электроникой. Но никакой электро-альтернативой, как на его пластинках 00-х годов здесь и не пахнет. Это, скорее, танцевальный дэнс-альбом. Ну, или то, каким Бэк себе видит это направление. Альбом записывался на протяжении трех лет в студии продюсера Грега Карстина, известного по работе с Адель, Foo Fighters, Pink, Sia. По сути все инструменты они и записали вдвоем, добавив кучу типичных звуковых танцпольных фишек. Получилось странно. Как для Бэка во всяком случае. Очень прямой, танцевальный релиз, без привычных тонкостей и нюансов. Сам Бэк говорит, что работу над альбомом он начал во время своего тура, и в студии хотел достичь концертного расколбаса. Бомбежка, видимо, все же у него получилась, но как-то слишком она отдает дискотечностью и слушается откровенно скучно, хотя и, конечно же, не без светлых мест в виде квазибитловской Dear Life или настоящей хитяры Dreams.

  

 

Courtney Barnett and Kurt Vile - Lotta Sea Lice

Началось все с того, Курт Вайл, довольно известный в узких кругах инди-фолкер, решил посейшенить немного с австралийской инди-рок певицей Куртни Барнетт. И так им это понравилось, что они записали полноценный релиз. Пластинка на критиков не произвела особого впечатления. Ее средняя оценка на музыкальных ресурсах – 3 из 5. В частности, главные обвинения альбому выглядят примерно так: «Курт и Кортни, безусловно, прекрасно проводят вдвоем время, наигрывая милые, приятные мелодии, но 45 минут это слушать очень сложно. Такое ощущение, что вас позвали на вечеринку, на которой весело только хозяевам дома, не гостям». Это, конечно, не правда. На самом деле альбом предельно обаятелен и симпатичен. Да, по сути – это наигрывания на гитаре с довольно расхлябанной поддержкой бэнда. Но все это звучит чрезвычайно мило и хорошо. К тому же музыкальный материал вызывает абсолютно правильные ассоциации, как, например, песня Fear Is Like a Forest, которая сильно отдает Нилом Янгом 70-х. А вообще пластинка звучит, как прямое продолжение Лу Рида раннего образца. Одним словом – очень кайфовый и где-то даже нежный диск на стыке неофолка и легкой плоуакустической психоделии.

  

 

Squeeze – The Knowledge

Это те самые Squeeze, которые стояли у истоков панк-рока и британской новой волны с самой что ни на есть середины 70-х. В наших краях они никогда особо не были популярны, но Англия в 80-х их носила на руках, а основателей и сонграйтеров группы, Криса Диффорда и Гленна Тилбрука, называли «новыми Ленноном и Маккартни», что, определенно, сильно льстило дуэту соавторов, никогда не скрывавших своей любви к Битлз. С ними в качестве продюсеров в разное время работали такие музыкальные светилы отмороженной рок-н-ролльной мысли, как Джон Кейл, Дэйв Эдмундс и Элвис Костелло. Их песни были не только в высшей степени мелодичны, но и насыщены умными, тонкими, ироничными текстами. В конце 90-х Squeeze тихо распались, но через 10 лет снова собрались для тура, после которого засели в студии с новым материалом. С тех пор они так и не могут остановиться, и The Knowledge уже третий альбом за последние 7 лет. И это по-прежнему старый добрый Squeeze с великолепным поп-материалом эталонного качества. Приверженность к мелодизму никуда не ушла, аранжировки и саунд-продакшн тоже на должной высоте: песни пронизаны приятнейшими звуковыми штрихами, слушать этот материал – высочайшее удовольствие для меломанов, ставящих мелодико-гармоническую структуру песни во главу композиционного угла. Блестящая поп-пластинка.

 

 

Little Axe – London Blues

Скип Макдоналд aka Little Axe немного сбавил обороты по сравнению с 00-ми, когда у него релизы выходили раз в 2 года. Последняя его пластинка вышла в 2011, но по сути ничего в музыкальном мировоззрении Макдоналда не изменилось. Это все тот же чумовой замес из современного электронного саунда и блюзовых традиций, крепко сидящих на даб-культуре. Разве что, пожалуй, даба стало больше, блюза, соответственно, меньше. Когда-то было наоборот. Но все фирменные фишки на своих местах: здесь есть и крепкие инструменталы, и госпел-распевки, продирающий харп, отличная гитарная работа, порой в блюзовом ключе, порой в более современных, препарированных тонах. Все это зиждется на упругом ритме и припорошено легким дабом. В общем – хорошая, качественная, цельная пластинка, где каждая песня вбита гвоздем в общую канву саунда. Эдакий Хаулин Вульф, зашедший в гости к Massive Attack в те времена, когда у пульта сидел Mad Professor.

 

 

Curtis Harding – Face Your Fear

Куртис Хардинг – молодая, только взошедшая звезда американского современного соула. После первого его альбома, вышедшего в 2014, журнал Rolling Stone назвал Хардинга «музыкантом, которого вы обязаны послушать». Face Your Fear – вторая пластинка Куртиса и наиболее ожидаемый релиз октября. Альбом записывался на нью-йоркской студии Дэнжер Мауса, спродюсировавшего открывающий альбом хит Wednesday Morning Atonement. Продакшном остального материала занимались сам Хардинг и мультиинструменталист и продюсер Сэм Коен, работавший в том числе и с Норой Джонс. Альбом звучит просто волшебно. Это такой настоящий корневой соул где-то на стыке Куртиса Мейфилда и мотаун-саунда, довольно плотно приправленный психоделическими завитушками и квакающими гитарами в лучших традициях Temptations или Isley Brothers лучших времен, но без вокализов и мелодического выпендрежа. Ритм-секция, впрочем, звучит вполне современно, своими брейк-битами не давая слушателю совсем уж погрузиться в какую-то нью-йоркщину начала 70-х – время афропричесок, кожаных пальто и уличного героина. Отличный альбом, который, возможно, не так глубок, как прошлогодний революционный релиз Майкла Кивануки, но при этом в не меньшей степени хорош и ретрограден. Современный соул в лучшем своем проявлении.

 

Александр Топилов

Писатель, блогер, музыкальный критик

напишикомментарий