17

июля

Терри Гиллиам: "Человек, который убил Дон Кихота"

«Человек, который убил Дон Кихота», похоже, мгновенно стал вехой не только Терри Гиллиама, но и всего кинематографа. И дело даже не в том, что он носился с этим проектом 29 лет, 3-4 раза приступал к съемкам и все время сворачивался по тем или иным причинам. Гиллиам вообще режиссер очень странной киносудьбы. Он делал культовые картины на протяжении всех десятилетий своей активности. В 80-х это была великая «Бразилия», в начале 90-х – «Король-рыбак», потом «12 обезьян» и «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» и так далее, вплоть до «Воображариума Доктора Парнаса». Тем не менее именно в 00-х, когда он был уже безусловно один из самых влиятельных режиссеров современности, у него так и не получается создать сразу несколько работ то из-за болезни актеров, то из-за несчастных случаев, то из-за отсутствия финансирования или еще каких разногласий со студиями. «Человек, который убил Дон Кихота» - один из таких проектов. Который все же был доведен до конца. И слава богу. Потому что это гребаный опус магнум Гиллиама, не иначе.

Больше 2 часов экранного времени пролетает совершенно незаметно: поток образов, метафор, каких-то самоцитат и кучу других киноцитат, галерея персонажей и символов, динамика картины, великолепная игра актеров (от Адама Драйвера и в «Патерсоне» Джармуша невозможно глаз оторвать, а после этого фильма он просто стал любимым актером). Все это местами похоже на какой-то балаган, местами все очень театрально, но всегда – предельно кинематографично. Все фирменные приемчики Гиллиама (причем сразу всех периодов) на месте - провалы во времени, безумие и абсурд, сюрреализм и карнавал. Финал невероятно мощный, и даже некоторая возможная предсказуемость вовсе не снижает оглушительное форте последней сцены. Ну и, конечно же, одно из главных достоинств фильма, кроме того, КАК она рассказана – сама история. Это не кино о Дон Кихоте, это скорее мощное переосмысление образа, самой фигуры, не персонажа, но героя. Гиллиам, играючись (ха-ха, как же, играючись, 29 лет попыток!), выдал, возможно, одну из самых пронзительных философских притч в кинематографе за последнее время. Определенно, великий фильм, который позже в школах будут разбирать покадрово.

Александр Топилов

Писатель, блогер, музыкальный критик

напишикомментарий