14

мая

В ожидании "Лета"

Фильм «Лето» Кирилла Серебренникова в наших краях хвалить не принято. Несмотря на то, что его еще никто не видел. Только пару дней назад была премьера в Каннах, где он получил очень хорошую критику и бурные овации от зрителей. Хотя и абсолютно все говорят о том, что это «политика» - Серебренников находится под домашним арестом, в Канны его так и не выпустили, а Путин на прямой вопрос французской стороны ответил, не моргнув глазом:

- А я-то тут причем? У нас независимый суд, все претензии к Фемиде.

Тем не менее, там же, в Каннах, отмечают: «Да, здесь, конечно, без политики не обошлось, но все равно для нас главное – это искусство. И «Лето», безусловно, очень сильная картина».

Но это так, для иностранной публики. У жителей же бывшего СССР к Серебренникову несколько иные претензии.

1. Сюжет, который выстроен вокруг мифического любовного треугольника Майк Науменко / Наталья Науменко / Виктор Цой.

2. Майк Науменко, которого играет Рома Зверь.

Штош… Давайте разберемся.

1. Сюжет – это да. Больная тема. Тем более, что в данном случае противниками Серебренникова выступили непосредственные участники событий, о которых идет речь в фильме: Алексей Рыбин, участник первого состава группы «Кино», и Борис Гребенщиков, который в представлениях особо не нуждается. Они разнесли сценарий в пух и прах, заявив, что интерпретация событий слишком вольная, что, мол, не было этого, и быть не могло.

В защиту Серебренникова вскоре подтянулась тяжелая артиллерия в виде Артемия Троицкого, который, собственно, тоже находится в глубочайшем контексте. Он занял сторону режиссера, подчеркнув, что фильм-то еще никто не видел и все обсуждения картины – это на самом деле обсуждения сценария, не более того. Так же Артемий добавил, что Серебренников является сильнейшим российским режиссером, и его интерпретации могут быть всего лишь художественным элементом произведения, раскрывающего время и персонажей.

К тому же, не будем забывать, что одним из консультантов фильма выступила непосредственно Наталья Науменко. Нет, конечно же Науменко во всех интервью абсолютно прямо заявляла, что не было у них никакого треугольника, и романа с Цоем тоже у нее не было. Была большая симпатия, были особенные отношения, некоторая духовная близость, не более того.

Но потому Серебренников и Серебренников, а не Бондарчук-младший прости господи. Режиссер просто-напросто ввел в фильм персонажа, эдакого «коллективного скептика», который комментирует все происходящее за пару секунд до возмущения зрителя. Например, когда появляется Цой, сразу появляется «скептик» и начинает рассуждать, что, мол, нет, этот актер совсем не похож на Цоя. Вообще не похож. И так весь фильм – чувак просто обыгрывает все эти спорные моменты, где исторической правдой часто жертвуют ради «фантазийного пространства».

2. Рома Зверь из говно-группы «Звери», играющий культового Майка. Вот здесь реально бомбануло у всех остальных, а не только у БГ и Рыбы. Сам Зверь прокомментировал это так:

- Почему меня взяли на роль Науменко, а не актера? Все просто: потому что музыканта должен играть музыкант!

Это крайне глупое утверждение. За примерами далеко ходить не надо: Цоя играет актер корейского происхождения Тео Ю, известный широкому зрителю по фильму Кима Ки Дука «Один за другим». Ну и вообще, давайте вспомним самые удачные байопики о музыкантах: «Доорз», «Рэй», «Секс, наркотики, рок-н-ролл», «Переступая черту». Да много их. Но ни в одном из них музыканта не играет музыкант. Везде только актеры. Причем хорошие актеры. В общем, Рома Зверь как всегда – пальцем в небо. Мало того, судя по тизеру, он еще и сам поет песни Майка (ну, как Вел Килмер в «Доорз» у Оливера Стоуна). И это хуже всего. В его исполнении песни Майка приобретают какой-то неуловимый налет хипстерства, сразу уничтожая всю магию, которая у Науменко достигалась не в последнюю очередь за счет очень своеобразной интонировки, из-за которой он узнается сразу, моментально. Тут все как с Бобом Диланом.

С другой стороны, давайте опять вернемся к защищающей Серебренникова тяжелой артиллерии в виде Артемия Троицкого: никто еще фильм не смотрел (кроме счастливчиков, которые сейчас тусуются в Каннах). А то, что Серебренников очень большой и значительный художник – это, вроде бы, и так ясно. Значит, что-то Серебренникова цепануло в этом самом Роме Звере. Интересно, что?

Вот и увидим. Надеемся, что одесский кинофестиваль договорится с дирекцией картины и одесситы вместе с гостями фестиваля смогут его посмотреть через 2 месяца в своем городе. А пока нам приходится завидовать редакции издания Odessa Review, находящихся в Каннах, и наблюдать, как они на своих страницах в социальных сетях постят целый день ролики с Майком Науменко после просмотра фильма «Лето». Значит, главного Серебренников все-таки добился – люди снова начали слушать Науменко.

Александр Топилов

Писатель, блогер, музыкальный критик

напишикомментарий