03

мая

Весенние релизы: Jack White, Marc Ribot, Jonathan Wilson

Jack White - Boarding House Reach

Свежее творение Джека Уайта появилось еще в конце марта, и сразу же расположилось на первом месте хит-парада Биллборд, став одним из лидеров продаж. Впрочем, то же самое происходило и с двумя предыдущими сольниками Джека, да и последними альбомами его группы White Stripes в конце 00-х. Так что ничего в этом удивительного нет. Как нет ничего удивительного и в том, что этот альбом сильно отличается от всего того, что он делал раньше, поскольку Уайт определенно входит в когорту музыкантов, вечно находящихся в поисках чего-то нового, пусть даже все его эксперименты лежат примерно в одной плоскости. Boarding House Reach записывался в собственной студии Уайта в Нэшвилле, в Нью-Йорке и Лос-Анжелесе. Сам Уайт утверждает, что он специально для этого проекта собрал новую группу сессионных музыкантов, далеко не последних в своем деле. Сам Уайт при этом сыграл на всем, на чем только можно – от гитар до барабанов и синтезаторов. Кстати, у синтезаторов в этом альбоме совершенно особенная роль – с их помощью происходит настоящее погружении в какие-то 80-е, все звуки прекрасны и аутентичны. Поразительно, насколько Уайту, издавна считающегося образцовым последователем музыки 60-70-х, удалось вот так легко вписаться в новый ривайвл еще и 80-х. Впрочем, здесь вообще все очень нешаблонно, а по смелости музыкальных экспериментов Уайт, пожалуй, этой записью потеснил пластинки Бэка 00-х годов (местами очень напоминает, да). И это не единственная неожиданная (как для Уайта) музыкальная метафора. Boarding House Reach местами звучит как Talking Heads образца 1980 года, с такой же неистовой перкуссией. Кстати, любопытный факт – перкуссионистом для пластинки Уайт позвал великого Бобби Аленде, который работал с Дэвидом Бирном в конце 80-х – начале 90-х. Ну и не стоить забывать о том, что Уайт - одним из самых ярких и самобытных гитаристов нашего времени. Но гитара совершенно не выпячена, здесь вообще все сбалансировано чуть лучше, чем идеально: и эксперимент, и блюз-корни, и госпел, и фанки-грувы, и всякие другие неожиданности в виде то скрипочки а-ля «цыганочка», то осовремененной пьески Дворжака – все это звучит максимально цельно, мощно, и, главное, очень интересно.

 

Ceramic Dog - YRU Still Here

Ceramic Dog – это пауэр-трио великого Марка Рибо с басистом Шазадом Измайли (игравшим в частности в проекте Трэя Спрюэнса Secret Chiefs 3) и бешеного драмера из группы Xiu Xiu Чеза Смита. Первый альбом этого проекта вышел 5 лет назад, и вот она – вторая пластинка группы. Ceramic Dog – это такой адовый сплав нойза, экспериментала, рока, авангарда, панка, постпанка, джаза, немного этники, немного Sonic Youth, немного фанк-мутаций, немного социалочки, немного нецензурщины и очень много гитары. Да не просто гитары Марка Рибо в рок-формате. Звучит все это весьма зубодробительно, свежо и современно. Вообще, когда великие музыканты (а каждый в этой троице таковым и является) начинают заигрывать с нойзом в псевдо-рок-формате – это всегда что-то интересное. Тут все очень смело и хорошо: выходы из темпа, из размеров, из тональностей, и все это на фоне либо каких-то бомбовых грувов, либо каких-то заигрываний со звуком и еще бог весть с чем. Никакой интеллигентности, все очень грубо, сыро, по-мужски. Мощный экспериментальный релиз.

 

Jonathan Wilson - Rare Birds


Джонатан Уилсон довольно известный в Америке персонаж, который выпускает сольные альбомы с 2007 года (это 4 по счету полноформатный релиз в дискографии Уилсона). Он принадлежит культуре «новых хиппи»: живет в Лорел Каньоне, выглядит соответственно, играет себе песенки на акустической гитаре, очень сильно фанатеет на Бобе Дилане, что хорошо слышно в некоторых его песнях. К тому же он штатный гитарист Роджера Уотерса в его свежей тур-группе. И, кстати, оммажи Пинк Флойду у него тоже весьма отчетливы. А в каком-то альбоме с ним поработал Грэм Нэш и Дэвид Кросби. Последняя его пластинка – Fanfare 2013 – номинировалась на Грэмми, но ничего не взяла. А напрасно. Это великолепный, с налетом мягкой психоделии и саунда 70-х альбом с отличным музыкальным материалом. И вот Уилсон выпускает работу с новым материалом. И это сильно отличается от всего того, что он делал раньше. Джонатан поменял музыкантов в своем бэнде, начал заигрывать с поп-форматом и синтезаторами, появились какие-то эзотерические штучки, целый ряд песен определенно звучат как радио-хиты, но там далеко не все так просто. Например, хронометраж обоих главных синглов с альбома (Over The Midnight и Loving You) превышает 8 минут (каждый трек). Да и вообще поп у него какой-то странный получился, куда-то в сторону Питера Габриэля или Флитвуд Мэк 80-х годов. То есть это что-то такое стильное, с должным вниманием как к мелким деталям, так и к общему звуковому ландшафту, сделанное с безупречным чувством вкуса. И, главное, сонграйтерство. С этим у Уилсона вообще все хорошо: он превосходный мелодист и умеет работать со своими песнями – его аранжировки совершенно не перегружены, с обильным воздухом и пространством в звуке, что не мешает ему использовать весь студийный арсенал, вплоть до струнных. Это какой-то идеальный поп. Поп здорового человека, не курильщика. Да и поп ли это? Впрочем, не важно все это. Просто это альбом волшебной музыки.

Александр Топилов

Писатель, блогер, музыкальный критик

напишикомментарий