26

июля

Yellow Submarine - 50

В июле этого года исполнилось 50 лет анимационному фильму “Yellow Submarine”.

Как ни трудно в это поверить, но факт остаётся фактом - культовый мультипликационный фильм “Жёлтая подводная лодка” впервые появился на киноэкранах пятьдесят лет назад, в июле 1968 года! Однако, как и всё, что так или иначе относится к творчеству The BEATLES, фильм “Yellow Submarine” не утратил своих уникальной художественной ценности и культурной значимости и поныне, по праву занимая своё место в ряду наиболее значимых произведений искусства второй половины ХХ века.

История создания этого фантастического анимационного фильма - доброго и чуть наивного, как и положено сказке, новаторского и бунтарского, под стать эпохе, и вместе с тем захватывающе зрелищного и увлекательного полуторачасового действа, сопровождаемого музыкой “ливерпульской четвёрки” - представляет, пожалуй, не меньший интерес, чем сама лента “Yellow Submarine”.

Как это часто бывает с созданием шедевров, исходным толчком к работе над фильмом “Жёлтая подводная лодка” стал контракт The BEATLES с британской кинокомпанией United Artists, согласно которому группа должна была сняться в трёх полнометражных художественных фильмах. Первые два - “Вечер трудного дня” и “Помогите!”, снятые на пике “битломании” в 1964 и 1965 годах режиссёром Ричардом Лестером, имели большой кассовый успех и получили лестные отзывы кинокритиков, однако, сами “битлы” были неудовлетворены вторым фильмом. Годом позже Джон Леннон, без ансамбля, снялся в сатирической комедии того же Лестера “Как я выиграл войну”, получившей неоднозначные оценки критиков, также и актёрская игра “битла”. Ещё один кинопроект The BEATLES - “Волшебное таинственное путешествие”, снятый и спродюсированный самими “битлами” для телекомпании BBC, вызвал всеобщее недоумение зрителей и критиков.

Последние неудачи на поприще кинопроизводства нанесли ощутимый удар по самолюбию “ливерпульской четвёрки” и “битлы” единогласно и категорично отказались сниматься в “Yellow Submarine”, ограничив своё участие в проекте подбором песен The BEATLES, которые должны были обязательно звучать в новом фильме.

Руководство проектом “битлы” поручили американскому кино- и телепродюсеру Альберту “Элу” Бродаксу - создателю анимационного сериала “The BEATLES”, демонстрировавшегося на американском телевидении с 1965 по 1967 годы. Бродакс пригласил к сотрудничеству целую группу режиссёров, сценаристов и художников-мультипликаторов, чьи имена надёжно хранят недра Википедии и титры “Жёлтой подводной лодки”, среди которых отдельного упоминания достойны режиссёр и проекта Джордж Даннинг, главный художник-мультипликатор Роберт Бальсер и сценарист Ли Минофф, придумавший сюжет фильма вдохновившись “битловской” песней “Yellow Submarine”.

Действие фильма разворачивается в вымышленном фантастическом мире, где жители подводного рая под названием Пепперлэнд, полного радости и музыки, оказываются заколдованными синими злыднями-инопланетянами Blue Meanies. На помощь заколдованной стране и её жителям отправляются Ринго, Джон, Пол и Джордж, за которыми из Пепперлэнда прислана жёлтая подводная лодка, управляемая моряком Фредом.

Во время путешествия в Пепперлэнд с экипажем и пассажирами жёлтой субмарины происходит множество самых разнообразных приключений, которые подстерегают смельчаков на всём протяжении их маршрута, проходящего через море Времени, море Науки, море Монстров, море Ничего, предгорье хребтов и море Дыр. Преодолев всевозможные сюрреалистические препятствия и пройдя множество испытаний и трансформаций, “битлы”, в компании капитана субмарины моряка Фреда и новых друзей, обретённых за время путешествия, добираются до Пепперлэнда, где, вместо решающей схватки добра со злом, происходит примирение Джона и предводителя Синих Злыдней в лучших традициях хиппи - с помощью музыки, дружелбия и доброты, а не того, о чём вы сейчас подумали.

Итак, Пепперлэнд и его жители спасены - все, включая Синих Злыдней, танцуют, поют и веселятся. В общем, полный мирумир,олюнидизлов, с обязательными хэппиэндом и гивписэченсом!

Незатейливый сказочно-былинный сюжет фильма, все события и коллизии которого сопровождается песнями The BEATLES, режиссёры фильма обогатили анимационными фантазиями на темы каждой из шестнадцати композиций “ливерпульской четвёрки” и восьми оркестровых пьес, написанных музыкальным продюсером “битлов” Джорджем Мартином специально для “Yellow Submarine”.

Кроме композиций, ранее издававшихся на синглах и альбомах The BEATLES, в фильм вошли четыре новые песни группы, взятые в архиве студии Abbey Road, во исполнение условий контракта с United Artists, в котором оговаривалось обязательное наличие в проекте нового музыкального материала. Вторым условием кинокомпании было присутствие в фильме “живых битлов” и, ради выполнения которого, “ливерпульской четвёрке” всё-таки пришлось явиться на съёмочную площадку и сыграть на камеру двухминутную репризу песни “All Together Now”.

В процесс озвучивания мультипликационных персонажей Джона, Пола, Джорджа и Ринго планировалось привлечь самих The BEATLES, однако “битлы” вновь отказались помочь создателям фильма, сведя своё присутствие в проекте к компромиссному минимуму, приемлемому как для самих музыкантов, так и удовлетворявшего требования кинокомпании. В итоге анимационных “битлов” озвучили британские актёры Джон Клайв, Джеффри Хьюз, Питер Баттен и Пол Ангелис.

Однако главным украшением и основным достоинством фильма стали гротескные персонажим и причудливые ландшафты, заполнившие и оживившие собой сюрреалистический мир “Жёлтой подводной лодки” благодаря фантазии и вдохновению коллектива художников-мультипликаторов под руководством Роберта Бальсера, которые произвели фурор в мировом кинопрокате и вывели искусство анимации на принципиально новый уровень, дав мощный импульс развитию жанра во всём мире. Революционное соединение визуального ряда и музыкальных композиций фильма в отдельные, самодостаточные произведения предвосхитило возникновение жанра музыкальных клипов, окончательно сформировавшегося спустя полтора десятилетия с момента выхода на экраны “Yellow Submarine”.

“Жёлтой подводной лодке” удалось преодолеть не только сказочные и сюрреалистические преграды, но и вполне реальный “железный занавес” и попасть на экраны кинотеатров Советского Союза, демонстрировавших фильм в 1970 году в рамках мероприятия под названием “Неделя английских мультфильмов в СССР”.

Влияние визуальной эстетики и элементов абсурда, свойственных диалогам героев “Yellow Submarine” и являющихся неотъемлемой составляющей фильма, не знает границ и его легко обнаружить во множестве художественных и анимационных лент, телевизионных шоу и компьютерных игр по всему миру - от фильмов популярной британской комик-труппы Монти Пайтон и кукольного юмористического “Шоу Маппетов”, до отечественных мультфильмов “Бременские музыканты” и “Шкатулка с секретом”, а также телепередач “Весёлые ребята” и “Шоу долгоносиков”. Этот список можно продолжать до бесконечности и там, я думаю, тоже можно будет найти следы присутствия легендарной субмарины. Значимость революционных технических инноваций и творческой концепции фильма в сферах кино, телевидения и анимации вполне сопоставима с вкладом The BEATLES в развитие популярной музыки и массовой культуры ХХ века в целом.

“Жёлтую подводную лодку” с одинаковым восторгом смотрят и взрослые зрители, и дети - и тех, и других очаровывают безграничность фантазии авторов фильма и великолепные песни “ливерпульской четвёрки”, подкупают доброта и искренность поступков главных героев, которым с помощью волшебной силы музыки The BEATLES удаётся победить зло, зависть и ненависть врагов и сделать их своими друзьями- такими же весёлыми и счастливыми, как жители Пепперлэнда.

В пресс-релизе, приуроченному к юбилею фильма и выходу на экран ремастерированной версии “Yellow Submarine”, главный креативный директор Walt Disney и студии Pixar Animation Джон Лассетер написал: “Как поклонник анимации и как кинорежиссёр, я склоняю шляпу перед создателями “Жёлтой подводной лодки”, чья революционная работа помогла проложить путь к фантастически разнообразному миру анимации, которым мы имеем возможность наслаждаться сегодня”.

Предлагаю приступить к процессу наслаждения незамедлительно!

Влад Довлатов

напишикомментарий